Десять поведенческих моделей водителей, о которых не расскажут в ГАИ

MaximАвто

«Правило трех секунд» и еще 9 неписаных психологических законов поведения за рулем

Перед тобой десять удивительных поведенческих моделей водителей, о которых не расскажут ни в одном отделе ГАИ. А зря. Зная их, тебе будет проще выжить на дорогах большого города.

Текст: Катя Чекушина

Мировой бестселлер «Трафик», исследующий психологию и парадоксы поведения за рулем, добрался и до наших широт. Мы, как обычно, выбрали из книги самое интересное. Теперь водительские суперспособности будут и у тебя!

120x190_1_bb99db434a25b9ac742e61693f673b7a@120x190_0xac120005_11377793391529041865.jpgСколько раз, глядя из окна своего автомобиля на стоящую до горизонта пробку, мы задумывались о том, кто мы, зачем пришли в этот мир и когда уже все это наконец поедет. Как выяснилось, такие мысли посещали не только нас, но и ученых из разных стран, которые со свойственной им дотошностью разработали целую теорию образования, существования и преодоления дорожных пробок. Том Вандербильт подробно проанализировал ее в своей книге «Трафик», из которой мы вычленили 10 полезных советов по выживанию на дорогах большого города.

1Дорожное бешенство

Сколько раз ты ловил себя на том, что проклинаешь до десятого колена родственников идиота, подрезавшего тебя прямо перед светофором, разрази его ДПС, замерзни его незамерзайка! Иногда прямо хочется иметь милицейский рупор, чтобы сказать ему все в лицо. Это абсолютно нормально.

600x374_1_7f61c2b10b623eb5c7b713086e894f1a@659x410_0xac120005_20443456321529041865.jpg

То, что с тобой происходит, Джек Кац, социолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, автор книги «Как проявляются эмоции», называет «дорожным бешенством», или «асимметрией дорожного общения». Это основная причина нашей агрессии на дороге.

Дело в том, что мы постоянно взаимодействуем в потоке машин — прорываемся вперед или уступаем дорогу. Наше сознание воспринимает это как участие в череде различных конфликтов. Однако мы почти лишены возможности хоть как-то коммуницировать, что для человека разумного является одним из основных комфортных способов разрешения спора. Кроме того, в потоке автомобилей мы постоянно обращены лицом к заду потенциального обидчика, что культурологически воспринимается как ситуация подчинения.

В итоге у нас возникает фрустрация, которая повышает уровень нашей агрессии. Исследование показало, что при наличии пассажира, способного выслушать наши гневные тирады, «дорожное бешенство» и уровень агрессивности вождения сокращались почти в два раза! Именно поэтому имеет смысл высказывать все, что у тебя накопилось, пусть даже воображаемому собеседнику.

2Опасная анонимность

Самые опасные участники движения — люди на затонированных «безликих» автомобилях, а самые мирные — водители кабриолетов. У психологов Филипа Зимбардо и Стэнли Милгрэма есть на этот счет отдельная занимательная теория.

«Все дело в анонимности», — объясняют ученые. Люди, которые уверены, что их лица никто не увидит и имени не узнает, склонны вести себя гораздо агрессивнее.

Во время одного из экспериментов автомобиль продолжал стоять на перекрестке после включения зеленого света, блокируя проезд остальным. Водители открытых машин при этом сигналили в среднем гораздо реже и менее продолжительно.

3Контакт глазами

Контакт глазами — хороший способ добиться преимущества при перестроении.

Американские исследователи заметили, что тот водитель, который по своей инициативе встретился глазами с шофером встречного автомобиля на перекрестке, будет пропущен более чем в 2/3 случаев. В то же время, если кто-то не хочет никого пропускать, он будет избегать любых взглядов и намеренно отводить глаза.

Вероятно, контакт глазами переносит взаимоотношения в транспортном потоке в область социального взаимодействия, в которой открытая демонстрация своих намерений и просьба о помощи вызывает мощный позыв откликнуться. Например, нам трудно отказать попрошайкам, если мы встретились с ними глазами. Помощь особям своего вида заложена у нас в подкорке.

Однако же просто автомобиль (несмотря на все старания проектировщиков придать ему «выражение лица») наш мозг не ассоциирует с особью нашего вида. Многочисленные исследования показали, что водители склонны воспринимать автомобили в потоке скорее как роботов, чем как «аватары» других водителей. Реакция нашего мозга на чужое лицо, особенно если мы встречаемся глазами, чрезвычайно активна, энцефалограмма показывает возбуждение сразу в нескольких участках. Вероятно, мы автоматически анализируем эмоции и намерения другого человека, пытаемся понять, не связаны ли у нас с ним какие-то воспоминания.

Социальные контакты были и остаются основным способом выживания и самым главным навыком для нашего вида. Когда водитель видит пешехода на перекрестке или лицо мотоциклиста в зеркале заднего вида, в его мозгу возбуждаются многочисленные зоны, ответственные за социальное взаимодействие и воспоминания. А когда мы видим просто встречный автомобиль, такого не происходит. Именно поэтому попытка установить контакт глазами между водителями во время движения вызывает в нас странный дискомфорт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах

10 самых распространенных мифов об электронных устройствах

Maxim
Лучшие шутки дня и салямка с легким говяжьим! Лучшие шутки дня и салямка с легким говяжьим!

Конвейерный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
Большие мальчики Большие мальчики

Ford Explorer и Kia Sorento Prime. Сравнительный тест

АвтоМир
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Юлий Гусман: «Жить без работы скучно!» Юлий Гусман: «Жить без работы скучно!»

Юлий Гусман признался, какое событие совсем недавно произошло в его семье

StarHit
Лучшие шутки дня и Тангейзер! Лучшие шутки дня и Тангейзер!

Велкопоповицкий дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них

Осваиваем новое модное хобби — охоту за камнями

Vogue
В понедельник похож на зомби? 6 экспресс-методов вернуть себе свежий вид В понедельник похож на зомби? 6 экспресс-методов вернуть себе свежий вид

Если вчера было очень хорошо, то сегодня будет как-то не очень

Playboy
Мифы о «здоровом» питании Мифы о «здоровом» питании

Современные мифы о еде часто вредны

Лиза
Американка получила стажировку в NASA, но быстро ее лишилась. А не надо было писать нецензурные твиты! Американка получила стажировку в NASA, но быстро ее лишилась. А не надо было писать нецензурные твиты!

Она нелитературно нагрубила какому-то мужику, а зря

Maxim
Я поверила в себя Я поверила в себя

Блогеры, которые мотивируют на успех

Cosmopolitan
«Я девочка, мне можно!» «Я девочка, мне можно!»

Есть ли преимущества слабого пола перед сильным

Лиза
Повысить свою значимость: техника изменения негативных установок Повысить свою значимость: техника изменения негативных установок

Какие установки заставляют нас занижать значимость и как это изменить

Psychologies
Леонид Парфенов Леонид Парфенов

Правила жизни журналиста Леонида Парфенова

Esquire
Николай Рерих и последний крестовый поход в поисках утраченного Храма Судьбы Николай Рерих и последний крестовый поход в поисках утраченного Храма Судьбы

Художник и археолог Николай Рерих

Maxim
Еще раз влюбиться и перестать бояться новых отношений Еще раз влюбиться и перестать бояться новых отношений

Что делать, если после развода отношения не складываются

Домашний Очаг
Понять себя и простить? Понять себя и простить?

Какие ошибки мы совершаем и чем нам поможет опыт неудач

Psychologies
Работа как квест: какой работодатель нужен поколению Z Работа как квест: какой работодатель нужен поколению Z

На рынок России выходит поколение миллениалов, рожденных в эпоху интернета

Forbes
Как правильно ухаживать за замшевой обувью Как правильно ухаживать за замшевой обувью

Мастер-класс по уходу за обувью

Vogue
Законная регистрация Законная регистрация

Приняты новые правила регистрации транспортных средств

АвтоМир
7 вопросов о питьевом режиме грудничка 7 вопросов о питьевом режиме грудничка

Вода для человека – второе по значимости вещество после кислорода

9 месяцев
8 рецептов сытных блюд, которые не навредят твоей фигуре 8 рецептов сытных блюд, которые не навредят твоей фигуре

Как приготовить закуску, салат, суп и второе, не потратив на это кучу времени

Cosmopolitan
Как сказать своей девушке, что ты до сих пор общаешься с бывшей? 3 главных правила Как сказать своей девушке, что ты до сих пор общаешься с бывшей? 3 главных правила

Три важных совета о том, как сообщить своей девушке об общении с бывшей

Playboy
Работа — это не рабство: как защитить личные границы Работа — это не рабство: как защитить личные границы

В погоне за успешной карьерой не стоит забывать о границах личного пространства

Psychologies
4 зарубежных марки украшений, которые тебя удивят 4 зарубежных марки украшений, которые тебя удивят

Арина Яганова передает сводку с фэшн-полей - найдены новые марки украшений

Cosmopolitan
Любо–дорого Любо–дорого

Рецепт респектабельного интерьера от AB Architects

SALON-Interior
Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда

Идрис Эльба все же не будет Джеймсом Бондом, как выяснилось вчера

Playboy
15 фактов о Майкле Джексоне 15 фактов о Майкле Джексоне

29 августа 1958 года родился великий Майкл

Maxim
Как «Американский Жиголо» сделал Ричарда Гира и Джорджо Армани знаменитыми Как «Американский Жиголо» сделал Ричарда Гира и Джорджо Армани знаменитыми

«Американский жиголо» — фильм, после которого Ричард Гир стал знаменит

Esquire
Открыть в приложении