Упрощение красивого
Мы живем в предметном мире, где каждой идее нужен хороший визуал. Но какую именно роль в современном бизнесе играет продуктовый дизайн и каким должен быть брендинг для широких масс? Чтобы не быть голословными, «Правила жизни» посмотрели на производственные процессы одной «желтой компании» и разобрались в вопросе на примере одного из самых громких ребрендингов нескольких последних лет.
Цель продуктового дизайна – не просто нарисовать красивый сайт или приложение, а решить множество бизнес-задач и продумать возможные сценарии взаимодействия клиента с продуктом, сделать их лаконичными и понятными. Никита Прилепский, директор по дизайну в Т-Банке, говорит: «Если вернуться к истокам, не было вообще таких понятий, как продуктовый, бренд-, графический дизайн. Был просто дизайнер – человек, который какую-то магию делает и возвращается с крутой штукой». И именно этот «маг» — специалист, который сегодня необходим в каждом продуктовом бизнес-процессе.
Завет первый. Не столько про эстетику, сколько про удобство
По сути, дизайнер – инженер нового времени. Просто проектирует он не автомобили и мосты, а до мельчайших деталей продумывает, как будут выглядеть диджитал-продукты и как люди будут их использовать (что не менее важно). Например, приложения, через которые мы каждый день заказываем еду или такси, переводим деньги и покупаем билеты на самолет. И принципы здесь схожи. Цель дизайнера – создать функциональный и удобный, решающий задачу артефакт, который отвечает требованиям и пользователя, и бизнеса. Конечно, чтобы дизайн был объективно гармоничен по формам и цветам и вписывался в современные тренды, нужно учитывать и психологию восприятия, и иерархию композиции. Но красивый он лишь потому, что среди требований есть еще один пункт – «чтобы глазу было приятно». При этом решение человеческих проблем, как ни крути, первичнее внешнего облика, будь то стул с анатомической спинкой или удобный банковский перевод.
Однако компаний, которые придают дизайну такое высокое значение, пока еще не слишком много: в основном это гиганты вроде Apple и IBM. Чтобы прийти к этому пониманию, корпорации и рынку в целом необходима определенная зрелость. Российские компании априори более молодые, но существуют примеры, где отношение к дизайну внутри команды в перспективе может быть сопоставимо с этим уровнем. Т-Банк – как раз такой пример.
Завет второй. Дизайнер – полноправный участник команды
Разработка любой бизнес-идеи в компании начинается в том числе с дизайна, будь то новый продукт в приложении или коммуникация с клиентом. «Есть бизнес-задача – дизайнеры что-то там порисовали, сделали презентацию, и мы сразу смотрим на конкретные картинки. Странно было бы обсуждать продукт для клиента, не видя, чем он будет пользоваться», – рассказывает Иван Турлаев, руководитель направления дизайна клиентских сервисов. Его дополняет Антон Смирнов, который отвечает за дизайн внутренних интерфейсов: «Вот я скажу слово “лук”, и кто-то представит репчатый, кто-то – лук, которым стреляют, а кто-то – лук, в который одеваются. И каждый уходит с планерки со своим представлением, о чем он договорился. Пока не появится в схеме дизайнер, который нарисует этот лук. Это будет стартовая точка, от которой мы оттолкнемся и полетим».