Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок
Продюсер Митя Муравьев по просьбе «Правил жизни» открывает главный дубайский секрет – самую ценную валюту этого города, которая позволяет получить даже такое сокровище, как местный госзаказ. И против ожиданий, эта валюта – не британские фунты, не биткоин и даже не золото.
После года, проведенного в Дубае, я думал: как можно описать этот город, его темп, проблематику и возможности? Как здесь состояться, начать вести бизнес и выйти на международную арену? Что здесь самое важное? Деньги? Нет. Связи.
Связи в Дубае есть самые разные. Кто-то едет сюда выстраивать связи деловые, кто-то – причинно-следственные, кто-то – беспорядочные половые. Я напишу о социальных и деловых. Все ваши связи в конечном итоге здесь конвертируются в самую ценную валюту – intro (introduction, рекомендация). Курс валюты intro в Дубае выше доллара, дирхама, золота и биткоина. Самое ценное, что у вас есть, – ваши связи. Затем идет репутация. Поговорим и о том, и о другом.
Важно помнить, что Дубай – в первую очередь хаб. Точка пересечения потоков людей, денег, стартапов и фондов, богатых и бедных, футболистов и эскортниц. Почти все экспаты здесь проездом, у людей нет привычки долгих отношений. А значит, единственное, что является гарантом при общении, – рекомендация доверенного лица. Почему это важно знать? Как только вы станете воспринимать Дубай как огромный банкет с умными и глупыми гостями и бросите идею делать что-то в лоб, станет проще. Ваша задача – получить приглашение за лучший столик, а не плюхнуться с разгона на случайно освободившийся стул.
Дубай небольшой. Если вы делаете свое дело круто, будьте уверены: о вас, скорее всего, уже знают. Если вы подвели – об этом узнают еще быстрее и всегда будут иметь это в виду. Это не Москва.
Дубай часто называют огромным торговым центром, но я бы скорее сравнил его с огромной выставкой. Дубай был городом всемирной выставки World Expo в 2020–2022 годах, но на самом деле был им всегда, сколько существует. И будет.
Начало
В Дубай я приехал 1 марта 2022 года с семьей.
Получается, я тут уже больше года, успел сделать классический набор дел aka «машина-квартира-визы-права-компания-счета-страховки-школы детям». Я был в первой волне, и для меня, несмотря на всю сложность обстоятельств, это было точно плюсом.
Я расскажу здесь о своем пути и нескольких ситуациях, которые дают представление, чем живет Дубай, что здесь важно и нужно, а что, наоборот, абсолютно бессмысленно. Что ценно на Среднем Востоке, чего не стоит делать при общении с местными жителями, на чем держать фокус и как вообще устроиться в Дубае.
Март 2022-го выдался интересным. Через десять дней после прилета я выступал на Creative Week Dubai Expo, рассказывая о том, как наше агентство работает с брендами, что такое креатив и откуда берутся международные награды в Каннах и Берлине. Мне повезло: русский координатор Катя видела наши клипы для «Ленинграда» и Мирона (признан иноагентом. – «Правила жизни») и предложила меня на интервью местному телеканалу. Именно там стало понятно, что попасть куда угодно в ОАЭ можно изумительно просто, если тебя представит правильный человек. В гостях выпуска были я, посол Доминиканы и какой-то физик – то ли из Сенегала, то ли из Конго. Сюр. Всех нас привели координаторы павильонов, попасть по-другому туда, по-моему, было просто нельзя. Уже потом мне рассказали, что попасть на ТВ в Эмиратах – дело обычно очень непростое, со множеством проверок и номинаций. Но не тут. Редакторам было неважно, кто я, чем занимается компания, – им всем было достаточно того факта, что я Kate’s guest. Это было мое первое дубайское intro.
Через несколько дней последовало второе. Мой давний приятель, руководитель европейского венчурного фонда, позвонил мне:
– Митя, привет! Видел, ты в Дубае, уже и на ТВ – круто! Меня попросили порекомендовать интересных предпринимателей к встрече с министром экономики Дубая. Хочешь?
Помню, что, отвечая, пытался максимально держать лицо и выдавил из себя сухое: «К-к-когда?»
Мне пришло приглашение на почту. Здание Министерства экономики и туризма Дубая находится рядом с Музеем будущего, в районе One Central. Там сидят IT-компании, финансисты, консалтеры, и шесть этажей занимают правительственные департаменты. Это объективно совсем непохоже на привычную нам госструктуру. Идеальный офис уровня McKinsey, ресепшен с милой арабской девушкой, никакой охраны. Когда я подошел, девушка спросила мою фамилию и радостно сообщила, что меня ждут на седьмом этаже. Не проверяя документы, не выдавая карт доступа, мне просто показали на лифт. В комнате для встречи нас было человек пятнадцать. Сначала к нам вышел помощник министра, Юсуф, он сказал, как здорово, что мы нашли время встретиться с министром экономики, Его Высочеством Хелалем Аль Марри. Затем появился сам министр. Английский без малейшего акцента, MBA Лондонской бизнес-школы за плечами и очень легкий тон. Без протокольных речей он почти сразу перешел к рассказу о том, чем нам могут помочь, предварительно попросив каждого рассказать, кто из какой сферы. Он много говорил о возможностях Дубая, экономической привлекательности, ресурсах правительства по тем самым рекомендациям. Мы задавали вопросы. В конце он сказал фразу, которая прочно засела у меня в голове: First of all we are looking for prosperity and happiness of the people. («В первую очередь мы стремимся к процветанию и счастью людей».)