Васнецовы
Гениальный мерч! В честь Юрия Васнецова, ученика Малевича и любимого художника Миядзаки и Норштейна, его внучка Мария придумала семейный бренд «Ухтым» — текстиль, игрушки и одежду с невероятными рисунками дедушки: сказочные и невозможно милые котики, лисички и медведи украшают подушки, скатерти и футболки.
В семейном бренде «Ухтым» с кавайным мерчем по мотивам рисунков Юрия Васнецова заняты дочери художника — Елизавета и Наталья, внучка Мария, правнучки Александра, Варвара и Полина, и даже праправнучка Настя — пока в качестве музы. Филолог Мария, внучка и создательница марки, рассказывает, почему вы должны знать всё об этой династии. Спойлер: в их квартире на 1-й линии Васильевского острова проходили легендарные маскарады художественного Ленинграда.
Почему рисунки Васнецова обожают Норштейн и Миядзаки и как «Три медведя» доехали до Японии
Автор рисунков к культовым изданиям «Кошкин дом» Маршака, «Три медведя» Толстого и «Конек-Горбунок» Ершова художник Юрий Васнецов — ровесник века, родился в 1900 году. Работы Васнецова обожает режиссер Хаяо Миядзаки — в своем токийском музее аниме он даже сделал интерактивный экспонат «Три медведя» — избушку с тремя кроватями, столом и мисками с деревянными ложками, чтобы дети залезали и все это могли потрогать. А в окне поместил Машеньку — с огромными глазами, как обожают японцы. Мне, кстати, недавно прислали фотографию Миядзаки, на которой он в фартуке с принтом наших медведей. О творчестве дедушки очень точно написал режиссер Юрий Норштейн: «На книгах Васнецова выросло не одно поколение детей. По ним учились читать, открывать мир дети и внуки. Книги Васнецова издаются в постыдно малом количестве. Мы можем потерять целое поколение, которое, однажды проснувшись, не сможет понять не только вятскую игрушку, красоту народной живописи, но и живописные качества Рембрандта». Еще он же заметил, что «иллюстрациями Васнецова можно лечить людей». В одной научной статье я прочла мнение, что дедушка предвосхитил комиксы, о которых, конечно, в Советском Союзе никто не слышал. Действительно, события на его рисунках развиваются именно как диалог между персонажами, и он понятен даже без слов. Дедушка был очень интуитивным. Одно время он работал в школе для особенных детей и изучал законы детского рисунка. Психологи считают, что он понимал нейробиологию и возрастную психологию, четко определяя, что нужно ребенку на каждой стадии развития.
Дедушка создал собственный визуальный язык. И я мечтаю сделать васнецовский парк аттрационов по принципу музея скандинавских сказок Юнибакен в Стокгольме: представляете, норка мышонка, куда можно было бы забраться и все потрогать! Еще я бы хотела открыть музей с детской творческой театральной и художественной студией при нем. Вообще было бы здорово, чтобы все аттракционы нарисовали дети — я уже проводила конкурс «Сказка Васнецова в современном городе» и очень впечатлена качеством присланных работ. Дедушку, кстати, очень интересовал дизайн общественных пространств, он даже рисовал вывески — эту линию мне кажется логичным продолжать. Представляете: городской экскурсионный маршрут по необычным детским вывескам, например, Петроградской стороны! Произведения дедушки так популярны и декоративны, что все так и норовят их использовать, из-за общей низкой юридической грамотности часто не ведая о том, что они защищены авторским правом. По закону изображения принадлежат наследникам семьдесят лет, после чего становятся национальным достоянием. Правообладателей сейчас двое — моя мама Наталья и тетя Елизавета. Друзья часто присылают ссылки из интернета на разные поделки: керамику, ткани и предметы интерьера с васнецовскими рисунками. Это подсудное дело. Обычно мы стараемся уладить дело без тяжб, присылаем предупреждение и договор о сотрудничестве, а нам выплачивают штраф. Так было с дизайнером Ульяной Сергеенко — она выпустила коллекцию аксессуаров, использовав иллюстрации дедушки. Или был случай с одним популярным мультфильмом, где у героя на стене висел постер «Трех медведей» — мы заключили договор, дали лицензию и в следующих сериях имя художника прописали в титрах. Есть и бессовестные люди — в издательстве интеллектуальной литературы ОГИ/Ruthenia вышел альбом «Корней Чуковский для детей и взрослых» вообще без каких‑либо копирайтов на изображения, а на наше обращение они ответили, что если мы будем судиться, то издательство подаст на банкротство и мы точно ничего не получим. Кстати, юристов по авторскому праву художников практически нет, а вот фотографы и музыканты защищены гораздо лучше. Тем удивительнее для меня, что на некоторые предложения о коллаборации мне могут отказать. Я очень хотела сделать коллекцию с ИФЗ: дедушкины детские сервизы «Сорока-белобока» и «Теремок» для Ленинградского фарфорового завода (1958 и 1959 годы!) стали коллекционной редкостью — и я подумала, что можно повторить их небольшим тиражом. Но получила комментарий, что рисунки Васнецова несовременны: вот если бы Сорока-белобока рассекала на сноуборде — это бы покупали детям.
От ученика Малевича до гуру детской иллюстрации: как Васнецов стал суперпопулярным художником и при чем тут болото
Дедушка Юрий родился в Вятской губернии. И о Васнецовых там помнят почти в каждой деревне, с этой фамилией связано много красивых историй: где‑то школу построили, где‑то церковь, в Богородском вся деревня ухаживает за могилкой какого‑то Козьмы Васнецова, местного филантропа. Отец деда, мой прадедушка, служил священнослужителем в Троицком соборе в Вятке, у него было 9 детей, выжили пятеро. Дед очень любил помогать отцу в церкви, специально ложился спать в сенях на его шубу, чтобы вместе с ним в пять утра отправиться на службу. Он рисовал с самого детства, расписал свою комнату, печи соседям, ящики и вывески лавочникам, а еще раскрашивал игрушки на ярмарках. Его лучшим другом был Евгений Чарушин (художник, иллюстратор и детский писатель придумал собственную уникальную манеру рисования: абсолютно узнаваемых и трогательных зверушек в технике штриха и цветовых пятен, своеобразный анималистический импрессионизм. — Прим. ред.), они буквально выросли в одной песочнице, потом учились в Вятской мужской гимназии — до сих пор на ее фасаде красуется рельеф «Рабочий и крестьянин», который Васнецов и Чарушин делали как дипломную работу и, по-моему, себя там изобразили. Женя был из очень уважаемой семьи архитекторов, его отец отстроил пол-Вятки. Дед очень любил танцевать и даже был распорядителем музыкальных вечеров, его приглашали в соседние училища и в гимназии к девочкам — туда он надевал фиолетовый бант. У них был местный творческий кружок, примерно как в оскароносном фильме Питера Уира «Общество мертвых поэтов» о преподавателе-эксцентрике, они даже выпускали какой‑то самиздат.