Саммит на вырост: почему странам БРИКС сложно договариваться
Прошедший в ЮАР саммит БРИКС стал самым масштабным мероприятием блока с момента его создания — на встречи в формате БРИКС+ были приглашены представители более 70 стран. Возможно, впервые за все время проведения саммитов на обсуждение были вынесены вопросы, имеющие существенное значение для рынков — расширение организации и возможность более активного использования национальных валют во взаимных расчетах стран БРИКС. Но, как считает основатель компании BRICS+ Analytics Ярослав Лисоволик, судя по результатам саммита, ожидать масштабных перемен преждевременно.
Вопрос о расширении БРИКС в формате БРИКС+ впервые был поставлен Китаем, который председательствовал в организации в 2017 году — инициатива была поддержана Южной Африкой в 2018-м, однако с 2019-го по 2021 год формат БРИКС+ был приостановлен. В прошлом году Китай перезапустил БРИКС+ уже с большим масштабом, который в 2023-м был превзойден ЮАР, сделавшей понятный акцент на участии в прошедшем в Йоханнесбурге саммите африканских стран.
Перезапуск формата вызвал горячий отклик у крупнейших развивающихся стран — за 2022-2023 годы заявки на членство в блоке подали более 20 государств, многие из которых являются крупными игроками в своих регионах. В конечном счете на саммите было принято решение о включении в ядро БРИКС шести стран : Аргентины, Эфиопии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Египта и Ирана.
Такого рода расширение во многом основано на географических факторах репрезентативности блока в ключевых регионах Глобального Юга. Вес БРИКС на международной арене увеличивается, но и достигать консенсуса по ключевым направлениям развития блока станет сложнее.