«Третья миссия» в стратегии развития университета Соловьиного края
«Третья миссия» регионального университета связана с реализацией задач культурного и социального развития региона, плодотворного сотрудничества с властью, бизнесом и некоммерческим сектором. Ведущий вуз Соловьиного края1 — Курский государственный университет (КГУ) — отразил эти задачи в своей стратегической программе развития. В данной статье представлены главные направления включенности университета в развитие Курской области. На основе проведенного в марте-апреле 2023 года социологического исследования воссоздан ряд характеристик организационной культуры университета, позволяющих вузу успешно выполнять его миссии.
1. Соловьиный край России — так называют Курскую область по двум причинам. Во-первых, по данным орнитологов, пение соловьев на этой территории отличается особой красотой, во-вторых, курскими соловьями называли многих писателей, музыкантов, художников и актеров, которые здесь жили и творили. Источник: https://rustur.ru/solovinyj-kraj.
Три миссии Курского государственного университета
Курский государственный университет является старейшим высшим учебным заведением Соловьиного края, в 2024 году он отметит свое 90-летие. Сегодня в вузе обучаются более 10 тыс. человек по образовательным программам специалитета, бакалавриата и магистратуры, 167 человек — по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и 723 человека — по образовательным программам среднего профессионального образования2. Университет реализует 309 основных и 264 дополнительные образовательные программы на 16 факультетах, а также в колледже коммерции, технологии и сервиса. Учебный процесс в вузе обеспечивают 420 преподавателей, из которых свыше 80% имеют ученую степень кандидата или доктора наук3.
2. Данные приведены на начало 2023 года
3. Отчет о результатах самообследования (за 2022 календарный год). (2023). Режим доступа: https://kursksu.ru/sveden/files/Otchet_o_samoobsledovanii_2023_ za_2022.pdf (дата доступа: 02.08.2023).
Вуз имеет высокие показатели среди университетов России. Так, КГУ оказался в числе 100 лучших, согласно Рейтингу лучших вузов России RAEX-1004. По данным «РАЭКС-Аналитика», в текущем году КГУ занял 38 строчку по уровню востребованности выпускников работодателями. А согласно рейтингу медийной активности вузов Российской Федерации M-Rate, КГУ вошел в топ-1005. В июне 2023 года официальная группа КГУ в социальной сети ВКонтакте оказалась в топ-30 лучших групп этого же рейтинга.
4. RAEX. (2023). Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2023 год. Режим доступа: https://raex-rr.com/education/russian_universities/top-100_universities/2023/. (дата доступа: 02.08.2023).
5. М-Рейтинг.рф. (2023). Рейтинг медийной активности вузов. Режим доступа: https://xn----ftbfmepluu.xn--p1ai/#rating. (дата доступа: 02.08.2023).
Ведущими функциями университета являются обучение и научно-исследовательская деятельность, то есть первая и вторая миссии. Вместе с тем Курский государственный университет выступает весомым субъектом развития региона. Тесные связи университета с региональным сообществом расширяют возможности приближения процесса образования к современным реалиям, повышения качества самого обучения, а также усиления его практической составляющей. «Третья миссия» университета становится эффективным механизмом позитивных изменений в региональном сообществе, она находит свое воплощение через активное участие в социально-экономической жизни региона, развитие человеческого капитала, проекты, востребованные в регионе. В рамках «третьей миссии» университета реализуются цели устойчивого развития, инициируется внедрение технологий и инноваций6. Интеграция науки и бизнеса, непрерывное образование, социальная вовлеченность нашли свое отражение в документе «Стратегическая программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет» на 2021-2030 годы»7.
6. Левочкина, Н. А. & Лизунов, В. В. (2023). Роль и «третья миссия» университетов в современных условиях. Современное общество, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации, 98-115.
7. Стратегическая программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет» на 2021-2030 годы. Режим доступа: https://cloud.kursksu.ru/kursksu.ru/pages/2021/March/2/TNzYs9eh.pdf. (дата доступа: 02.08.2023)
Стратегические ориентиры развития университета
В современных реалиях все более востребованным становится стратегическое планирование, представляющее собой систему решений и действий, предпринимаемых управляющей подсистемой и направляемых на разработку специфических стратегий по определению и актуализации ресурсов для достижения намеченной цели8. Стратегии следует рассматривать в качестве важнейших инструментов развития социальных систем, объединяющих в себе информационную и аналитическую составляющие, создающих зоны притяжения интеллектуальных и финансовых ресурсов, задающих вектор устойчивого роста. Канон стратегии включает комплекс элементов: миссию, видение, совокупность ценностей и принципов, стратегические цели и планы мероприятий, а также учет рисков их реализации.
8. Тихонов, А. В. (2014). Социология управления: фундаментальное и прикладное знание.
Стратегия развития университета — это комплексная программа действий, рассчитанная на длительный период времени. Программа выстроена с учетом ведущих тенденций, внешних и внутренних факторов и нацелена на решение широкого спектра задач, а также ориентирована на повышение эффективности деятельности образовательной организации. Разработчиками программы стала команда сотрудников и преподавателей Курского государственного университета под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. Л. Башмановой.
В стратегических документах, как правило, важная роль отводится миссии и ведущей цели организации. Миссия Курского государственного университета состоит в сохранении и приумножении лидерства в развитии региональной инновационной научно-образовательной экосистемы в качестве международного научно-образовательного центра, а также максимальном содействии социально-экономическому развитию региона посредством интеграции с организациями и предприятиями реального сектора экономики. Ключевой целью университета при этом выступает стремление стать ядром региональной ориентированной образовательной экосистемы и международным научно-образовательным центром, осуществляющим подготовку высококвалифицированных кадров по ведущим отраслям экономики, обеспечивающим развитие человеческого потенциала и создающим условия для профессионального и духовно-нравственного воспитания личности9.
9. Стратегическая программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет» на 2021-2030 годы. Режим доступа: https://cloud.kursksu.ru/kursksu.ru/pages/2021/March/2/TNzYs9eh.pdf. (дата доступа: 02.08.2023).
В стратегической программе развития обозначены социокультурные факторы, связанные с новыми запросами обучающихся — высокие требования к качеству образовательной среды, трансформация ценностей процесса обучения (акцент на децентрализацию, активность, сотворчество), смена модели доминирующего преподавания на фасилитативное педагогическое взаимодействие.
Обратимся к стратегическим задачам деятельности университета в региональном контексте, соответствующим реализации «третьей миссии». Прежде всего это:
- развитие партнерства с организациями и предприятиями реального сектора экономики;
- реализация непрерывного образования для всех категорий обучающихся, становление вуза в качестве проводника инновационных образовательных практик в регионе;
- формирование «культуры изменений», трансфер знаний, коммерциализация научных разработок и становление вуза в качестве субъекта инновационных процессов в региональном развитии;
- вовлечение студентов в решение социальных и экономических задач развития региона10.
10. Стратегическая программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет» на 2021-2030 годы. Режим доступа: https://cloud.kursksu.ru/kursksu.ru/pages/2021/March/2/TNzYs9eh.pdf. (дата доступа: 02.08.2023)
Наполним некоторые из обозначенных задач конкретным содержанием. Вуз развивает партнерство с организациями и предприятиями реального сектора экономики, такими как: Курская АЭС, АО «Авиаавтоматика» имени В. В. Тарасова», Михайловский ГОК, ОАО «Курскрезинотехника», ООО «Курскхимволокно», ОАО «Электроагрегат», ОАО «Фармстандарт-Лексредства», АО «Геомаш» и рядом других. Важная роль в регионе отведена археологам университета, выполняющим археологические раскопки славяно-русских памятников IV–XVIII веков. Сотрудники НИИ археологии юго-востока Руси Курского государственного университета регулярно проводят археологические работы, предшествующие хозяйственному освоению земельных участков, оказывают спектр услуг по проведению государственной историко-культурной экспертизы. На территории региона реализуется проект по обеспечению биологической безопасности, идет разработка технологий мониторинга паразитозов, проводится оценка уровня мутагенеза у жителей районов, попавших под воздействие последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Университет активно сотрудничает с органами власти — правительством Курской области и администрацией города Курска, Курской областной думой, Курским городским собранием, Управлением Роспотребнадзора по Курской области и др. КГУ взаимодействует также с Росмолодежью, Институтом философии РАН, Институтом коррекционной педагогики РАО, ГУ Банка России по ЦФО, Фондом Андрея Первозванного, Министерством образования и науки Курской области и другими организациями. Сотрудники университета входят в состав экспертного совета при Губернаторе Курской области.
Трансформация КГУ в центр развития инноваций региона
Система непрерывного образования Курского государственного университета нацелена на опережающую профессиональную подготовку кадров, способных реализовать проекты социально-экономического развития стратегически важных отраслей экономики как региона, так и страны в целом. В настоящее время на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров проводится обучение более чем по 300 программам дополнительного профессионального образования — от оказания первой доврачебной помощи до освоения современных технологий продвижения хенд-мейд и нейросетевых технологий в машинном обучении. Непрерывное образование рассчитано на разные возрастные аудитории. Так, в 2022-2023 учебном году у старшеклассников был большой выбор среди дополнительных общеобразовательных программ, направленных на профессиональное самоопределение и подготовку к поступлению в вузы. И одновременно пройти обучение могли представители старшего поколения на программах, разработанных с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенциям, востребованным этой возрастной группой. Для активного трансфера знаний и коммерциализации научных разработок в университете создан проектный офис, который разрабатывает нормативную базу в сфере управления проектами, дает экспертную оценку проектных предложений, проводит в Университетской точке кипения КГУ обсуждение планов и результатов коммерческого применения компетенций и технологий вуза в продуктах и процессах промышленного или потребительского назначения.
Есть два ведущих направления вовлечения студенческой молодежи в социально-экономическую жизнь региона. Первым является проектная деятельность студентов. Ежегодно в университете студенты участвуют в 150 проектах различного формата, причем многие из них инициируют сами обучающиеся. Второе направление — вовлечение студентов вуза в волонтерство и добровольчество. На базе вуза действуют свыше 20 волонтерских объединений, готовых оказать помощь различным группам жителей региона, — Волонтерский центр КГУ, добровольная народная дружина, юридическая клиника, Центр финансовой грамотности, Центр защиты семьи и материнства и другие. Студенты также становятся волонтерами всероссийских и международных мероприятий — Чемпионатов мира и Европы, Универсиад, форумов. Преподаватели и сотрудники университета задействованы в деятельности некоммерческих организаций регионального и российского уровней, они представлены также в Общественной палате Курской области.
Стратегическая программа развития Курского государственного университета — это открытый документ, в который постоянно вносятся изменения, соответствующие вызовам времени и проявлениям креативности научных сотрудников, преподавателей и самих обучающихся. В университете насчитывается свыше 200 проектов, многие из которых выходят за рамки первых двух миссий университета и вовлекают в свою реализацию жителей Курской области, а также представителей других российских регионов и зарубежья. К ним относятся:
- организация различных фестивалей (фольклорный, уличного искусства и культуры, детского творчества, адаптивного спорта и ряд других);
- проведение поисковых экспедиций «Вахта памяти»;
- создание Центра грамотности для взрослых: проведение экспертной оценки эффективности функционирования региональных институтов развития;
- подготовка ежегодных Докладов о состоянии гражданского общества в регионе;
- проведение различных школ (речевых технологий, русского языка и культуры России, волонтеров, теологической онлайн-школы, культурно-антропологической школы) и многое другое.
Работа над данными инициативами — это свидетельство трансформации КГУ в университетский центр инновационного социального и технологического развития региона.
Факторы успеха в реализации стратегии: результаты исследования организационной идентичности
Важным механизмом развития вуза, реализации его стратегических задач, в частности, в рамках «третьей миссии» университета, является укрепление организационной идентичности, а также совершенствование его позиционирования в коммуникативном пространстве. Вопросам состояния организационной культуры университета и его имиджу были посвящены специальные социологические исследования. Они проводились на базе научно-исследовательской социологической лаборатории Курского государственного университета среди студентов и преподавателей университета в марте-апреле 2023 года. Исследователи опросили 800 студентов и 132 преподавателя, представляющих все факультеты и институты университета.
Важным стал вопрос о миссии университета, так как он позволяет выявить спектр представлений о предназначении данной организации и ее роли в обществе. Отметим, что подавляющее большинство опрошенных видят миссию Курского государственного университета в обеспечении качественного, доступного, современного образования. Каждому пятому студенту и каждому третьему преподавателю эта миссия представляется в развитии и гармонизации потенциала человека, его адаптации к требованиям современного мира. А небольшая часть студентов (3,2%) и преподавателей (3%) видят данную миссию в повышении престижа университета и его конкурентоспособности (Таблица 1).
По мнению студенчества университета, миссия наиболее полно реализуется через такие задачи11, как:
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников с высшим образованием (50%);
- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии (38,3%);
- развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности (32,5%);
- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (30,5%);
- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях (26,4%);
- а также сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества (26,1%).
11. Был предложен список задач, допускались несколько вариантов ответов.
Мы видим, что решение обозначенных задач непосредственно связано с выполнением всех трех миссий университета — обучение, научно-исследовательская деятельность, а также предоставление услуг, нацеленных на создание общественных благ, среди которых развитие человеческого капитала, приобщение к культурным ценностям, утверждение норм патриотизма, гражданственности, выработка активной жизненной позиции.
Сама организационная культура воспринимается большинством респондентов (60,4%) как система, состоящая из следующих компонентов: нормы и правила поведения, имидж и престиж, ценности и традиции вуза. При этом также большинство студентов (67,1%) высказывают убеждение, что организационная культура вуза ориентирована на основные цели и приоритетные направления развития университета, то есть связана с решением его стратегических и тактических задач.
Характер организационной культуры вуза во многом определяется способностью университета адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней среде. В какой мере данная черта свойственна Курскому государственному университету? За ответом обратимся к данным, представленным в Таблице 2.
Мы видим, что большая часть респондентов рассматривает КГУ как организацию, открытую к изменениям и быстро реагирующую на них. Практически каждый четвертый респондент отмечает, что КГУ постоянно совершенствуется, обучаясь на своих и чужих ошибках. Каждый пятый респондент представляет университет как довольно консервативную организацию с определенными традициями. И совсем незначительное число опрошенных (2,7%) полагают, что КГУ тяжело даются перемены и нововведения. Следует также отметить большую критичность оценки адаптации университета к внешним изменениям со стороны преподавателей по сравнению со студентами.
Успешность адаптации к нововведениям, высокая степень развития организационной культуры, позиционирование университета на уровне региона, страны и мира в целом формируют позитивный имидж Курского государственного университета, на что указали 90,3% опрошенных. На имидж, по мнению студентов, влияют такие факторы как: высокая степень квалификации преподавательского состава (83%), достижения студентов и преподавателей вуза в различных областях на региональном, российском и мировом уровнях (67,1%), успешное трудоустройство выпускников вуза (57,9%), репутация ректора, проректоров, деканов и заведующих кафедрами (51,5%) и ряда других.
Проведенное социологическое исследование выявило также ряд проблем в развитии организационной культуры студентов университета, в проявлении их организационной социализации12. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с волевыми и деятельностными характеристиками самих обучающихся — с недостаточной инициативностью и активностью части студенчества, далеко не всегда высокой сплоченностью студенческой молодежи, а также неумением планировать и рассчитывать собственное время. Тем не менее, результаты исследования свидетельствуют о том, что в университете сложилась довольно развитая организационная культура как в преподавательской, так и студенческой среде, которая позволяет ему повышать свой имидж как ведущего высшего учебного заведения Соловьиного края, успешно реализующего все три миссии университета.
12. Вуз провел два исследования. Одно касалось организационной культуры студентов, а второе — организационной культуры преподавателей. Для развития университета важно и то, и другое, причем важен учет различного проявления данных феноменов.
Смотрим шире: возможности участия университетов в разработке стратегий развития регионов
Как уже было сказано выше, университет уделяет пристальное внимание вопросам стратегического развития. Помимо разработки собственной стратегии, сотрудники и преподаватели Курского государственного университета и других высших учебных заведений области внесли весомый вклад в разработку стратегий, востребованных в региональном развитии. Речь идет, прежде всего, о стратегии развития образования в Курской области до 2030 года13, а также о фундаментальном проекте — Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2030 года14.
13. Стратегия развития образования в Курской области до 2030 года. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/4600202211110008?index=2. (дата доступа: 02.08.2023).
14. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года «Регион, в котором хочется жить». Режим доступа: https://adm-files.rkursk.ru/1748/docs/113641_107_116249.pdf. (дата доступа: 02.08.2023)
Так, в 2019 году в рамках подготовки стратегии развития Соловьиного края в Курском государственном университете были созданы проектные мастерские, в состав которых вошли эксперты, общественники, бизнесмены, а также представители управленческих структур разного уровня — области, муниципальных образований, предприятий и организаций региона. На протяжении нескольких месяцев участники мастерских вели обсуждение проекта стратегии, при этом они представили множество конкретных предложений, касающихся преобразований в регионе по приоритетным направлениям развития, таким как: диверсифицированная многоукладная экономика, управление развитием, здоровье, здравоохранение и социальная сфера, человеческий капитал (образование, наука и инновации), инфраструктура и пространственное развитие, комфортная городская среда, а также зеленый и безопасный регион. Работа мастерских повлияла на итоговый текст проекта документа, в него были внесены коррективы. Коллективный «мозговой штурм» стал подтверждением того, что в региональную политическую повестку, ориентированную на определение стратегических и тактических задач развития территориального сообщества, могут активно вовлекаться представители различных социальных групп и в последовательном солидарном взаимодействии приносить пользу своему региону. В конце 2020 года стратегия была одобрена распоряжением Администрации Курской области, после чего началась ее реализация.
Весомое место в стратегии регионального развития отведено профессиональному образованию — вопросам модернизации сети образовательных учреждений с целью приведения их в соответствие с требованиями регионального рынка труда, обеспечения высоких показателей качества подготовки и трудоустройства выпускников, реализации стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов», подготовки общественно-профессиональных экспертов и ряду других. Эти вопросы отражены и в стратегической программе развития Курского государственного университета, что свидетельствует о сопоставимости и взаимодополняемости двух документов.
Отметим также, что в университете создана и продолжает свою работу научно-исследовательская лаборатория по реализации стратегии Курской области, которая, помимо привлечения к научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых университета, осуществляет экспертизу и аналитические исследования по региональному стратегированию, проводит моделирование ведущих направлений стратегии развития региона, обращается к вопросам изучения возможностей применения в региональных условиях современных достижений в сфере стратегического управления и развития.
Можно с уверенностью сказать, что разработка собственной стратегии развития, а также участие университета в подготовке и последовательной реализации региональных стратегий развития свидетельствуют об успешной трансформации университета от традиционного вуза к вузу как центру инновационного и культурного развития Соловьиного края.
Евгения Когай, д. филос. н., профессор, заведующий кафедрой социологии Курского государственного университета
The University’s Third Mission in Russia’s “Land of nightingales”
The regional university’s third mission is closely intertwined with the pursuit of cultural and social development goals within the region, fostering productive collaborations with local authorities, businesses, and nonprofits. At the forefront of the academic landscape in the “Land of Nightingales”1 is Kursk State University (KSU), which has integrated these goals into its strategic development program. This article highlights the key ways in which the university actively engages in the growth of the Kursk Region. Drawing on a sociological study conducted in March-April 2023, we highlight various properties of the university’s organizational culture that empower it to effectively fulfill its missions.
1. Kursk Region is called “Land of Nightingales” for two reasons. Firstly, according to ornithologists, the singing of nightingales in this area is especially beautiful. Secondly, many writers, musicians, artists and actors who lived and worked here were called ’Kursk Nightingales’. Source: https://rustur.ru/solovinyj-kraj.
The three missions of Kursk state university
KSU holds the title of being the oldest higher education institution in the Kursk Region, poised to celebrate its 90th anniversary in 2024. More than 10,000 students are currently enrolled in various Specialist’s, Bachelor’s, and Master’s degree programs at the University. Additionally, 167 students are part of post-graduate programs that train research and teaching personnel, and 723 individuals are engaged in the secondary vocational education programs.2 The University offers an impressive array of 309 core and 264 supplementary educational programs across 16 faculties and the College of Commerce, Technology and Service. These academic pursuits are guided by 420 highly committed teachers, of which over 80% hold doctoral or PhD degrees.3
2. As of the beginning of 2023.
3. Report on the self-inspection results (for 2022 calendar year). (2023). Retrieved from: https://kursksu. ru/sveden/files/Otchet_o_samoobsledovanii_2023_ za_2022.pdf (accessed: 02.08.2023).
The university stands tall in Russia’s academic landscape, holding its position among the top 100 institutions according to the RAEX-100 Rankings.4 This year’s assessment by RAEX-Analytica ranks KSU as number 38 in graduate employability. Similarly, M-Rate media activity rating places KSU within the top 100 institutions in Russia.5 Adding to this accomplishment, in June 2023 KSU’s official VK group ranked among the top 30 in said rating.
4. RAEX. (2023). RAEX-100 rating of the best universities in Russia, 2023. Retrieved from: https:// raex-rr.com/education/russian_universities/top-100_ universities/2023/. (accessed: 02.08.2023).
5. M-rating.rf (М-Рейтинг.рф). (2023). University Media Activity Rating. Retrieved from: https://xn---ftbfmepluu.xn--p1ai/#rating. (accessed: 02.08.2023).
Traditionally, the University used to have two primary missions — teaching and research. Simultaneously, Kursk State University plays a significant role in regional development. Its close ties with the regional community enhance the capacity to align education with modern realities, improve quality of education, and emphasize its practical applications. The university’s third mission serves as a conduit for positive changes within the regional community, achieved through active participation in the socio-economic life of the region, the development of human capital, and projects of regional relevance. Within this mission lies the pursuit of sustainable development goals and the initiation of technological innovations.6 The integration of academia and business, continuous education, and community involvement find expression within the document titled “Strategic Development Program for the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kursk State University” for 2021-2030.”7
6. Levochkina, N. A. & Lizunov, V. V. (2023). The Universities’ Role and “Third Mission” in the Modern Context. Modern Society, Science and Education: Current Issues, Achievements and Innovations, 98-115.
7. Strategic Development Program for the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kursk State University” for 2021-2030. Retrieved from: https://cloud.kursksu.ru/kursksu.ru/pages/2021/March/2/TNzYs9eh.pdf. (accessed: 02.08.2023).
Strategic directions for university development
In today’s context, strategic planning is gaining significance as a structured approach to decisions and actions undertaken by the management subsystem. These actions are directed toward formulating specific strategies that identify and allocate resources to achieve predefined goals.8 The strategies are essential tools to foster the growth of social systems, encompassing both information and analytical components. They create spheres of influence that attract intellectual and financial resources, steering toward sustainable progress. A strategy in its essence is a constellation of elements: mission, vision, a framework of values and principles, strategic objectives, action plans, and a recognition of potential risks associated with their implementation.
8. Tikhonov, A. V. (2014). Sociology of Management: Fundamental and Applied Knowledge.
A university’s development strategy is a comprehensive, long-term roadmap. It is carefully calibrated to align with prevailing trends, internal and external factors, all with the aim of addressing a diverse spectrum of tasks and enhancing the efficiency of the educational institution. Developing this program is a dedicated team of Kursk State University’s faculty and staff, under the guidance of Prof. E. L. Bashmanova, Doctor of Pedagogical Sciences.
Strategic documents typically focus specifically to an organization’s mission and overarching goal. The mission of Kursk State University centers on preserving and elevating its leadership within the regional innovative scientific and educational ecosystem, positioning the university as an international scientific and educational hub and maximizing contribution to the socio-economic development of the region through synergies with real-sector organizations and enterprises. The university’s primary goal is to become the core of a regionally focused educational ecosystem and an international scientific and educational center. Its mission is to nurture high-caliber professionals in key economic sectors, fostering human potential, and creating an environment suited for both professional and ethical individual growth.9
9. Strategic Development Program for the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kursk State University” for 2021-2030. Retrieved from: https://cloud.kursksu.ru/kursksu.ru/pages/2021/March/2/TNzYs9eh.pdf. (accessed: 02.08.2023).
Embedded within the strategic development program are socio-cultural considerations that align with the students’ evolving needs. Among these considerations are a heightened focus on the quality of the educational environment and a transformation of the values in the learning process that emphasizes decentralization, proactivity, and collaborative engagement. This shift follows a transition from a dominant teaching model to a facilitative pedagogical interaction.
Let’s now look at the university’s strategic objectives, contextualized within the regional landscape and directly linked to the fulfillment of its third mission. These objectives span several key areas:
- Cultivating partnerships with organizations and enterprises within the real economic sector;
- Pioneering lifelong learning for diverse student cohorts, positioning the university as a harbinger of innovative educational practices in the region;
- Promoting a “culture of change,” facilitating knowledge transfer, commercializing scientific breakthroughs, and evolving the university into a catalyst for regional innovation;
- Engaging students in addressing the social and economic development challenges of the region.10
10. Strategic Development Program for the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kursk State University” for 2021-2030. Retrieved from: https://cloud.kursksu.ru/kursksu.ru/pages/2021/March/2/TNzYs9eh.pdf. (accessed: 02.08.2023).
Let’s elaborate on some of these objectives. The university actively develops collaborations with entities in the real economic sector, including Kursk Nuclear Power Plant, Tarasov Aviaavtomatika JSC, Mikhailovsky Mining and Processing Plant, Kurskrezinotekhnika JSC, Kurskkhimvolokno LLC, Electroagregat JSC, Pharmstandard-Leksredstva JSC, Geomash JSC, and others. Additionally, the university’s archaeologists play a pivotal role, conducting archaeological excavations of Old Slavic and Russian monuments spanning from the 4th to the 18th centuries AD. Staff of the Research Institute of Southeastern Russia Archaeology under Kursk State University consistently engage in archaeological endeavors, which precede land plot development and offer a range of services, including state historical and cultural evaluations. Furthermore, the region spearheads a project in biological safety, crafting methodologies for parasite monitoring and assessing levels of mutations among residents affected by the Chernobyl disaster. The university also collaborates actively with the local authorities, namely the Government of Kursk Region, Kursk City Administration, Kursk Regional Duma, Kursk City Assembly, the Rospotrebnadzor Department for Kursk Region, and others. KSU’s collaborative reach extends to Rosmolodezh, the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, the Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education, the Central Federal District Department of the Bank of Russia, the Andrei Pervozvanny Foundation, the Ministry of Education and Science of Kursk Region, and other entities. On top of that, university staff members actively participate in the Expert Council, advising the Governor of Kursk Region.
Transforming KSU into a center for regional innovation
The system of continuous education at Kursk State University is oriented towards proactive professional training of individuals capable of executing projects for the socio-economic advancement of strategic sectors in both the regional and national economies. At present, the Faculty of Advanced Qualification and Professional Retraining offers training across more than 300 supplementary programs in professional education, ranging from premedical first aid to mastering cutting-edge techniques in promoting handmade products and neural network technologies in machine learning. Continuous education programs cater to various age groups. For instance, during the 2022-2023 academic year, high school students were presented with a diverse range of additional general education programs, aiming to facilitate decision-making on future profession and preparation for university enrollment. Simultaneously, the older generation could participate in programs tailored to the competencies sought after by this age group, as defined by the WorldSkills standard. To facilitate the dynamic exchange of knowledge and the commercialization of scientific breakthroughs,
the university has established a project office. This office formulates the regulatory framework for project management, provides expert assessments of project proposals, and uses The Boiling Point, KSU’s discussion club, to develop plans and outcomes associated with the commercial application of university competencies and technologies in industrial or consumer-oriented products and processes.
There are two primary avenues for engaging student youth into the socio-economic activity of the region. The first revolves around student project initiatives. Annually, the university sees students participating in around 150 projects of diverse formats, with many of these projects being student-initiated. The second avenue is the involvement of university students in volunteering and community service. More than 20 volunteer associations act under the university’s auspices, ready to provide assistance to various demographics in the region. These associations include the KSU Volunteer Center, the people’s volunteer brigade, a legal clinic, the Financial Literacy Center, the Family and Maternity Protection Center, etc. Moreover, students actively volunteer at nationwide and international events such as the World and European Championships, the World University Games, and various forums. Faculty and staff of the university participate in the activities of non-profit organizations spanning regional and national levels. They also have representation within the Kursk Region’s Public Chamber.
The Strategic Development Program for Kursk State University is an evolving document, consistently updated to align with the prevailing challenges of the era and the inventive ideas from scholars, educators, and students alike. The university boasts an excess of 200 projects, with many transcending the initial two university missions. These projects reach out to involve residents of the Kursk Region, as well as individuals from other Russian regions and foreign locales. Some notable initiatives include:
- Hosting a variety of festivals (folklore, street art and culture, children’s creative contests, adaptive sports, and more);
- Conducting exploratory expeditions under the “Memory Watch” banner;
- Establishing an Adult Literacy Center, conducting expert evaluations of the operational effectiveness of regional development institutions;
- Producing annual Reports on the state of civil society within the region;
- Hosting an array of workshops (speech technologies, Russian language and culture, volunteerism, an online theological school, cultural-anthropological programs), and much more.
The work invested in these initiatives echoes the profound transformation of KSU into a university-based center driving innovative social and technological advancement within the region.
Key elements for success in strategy execution: findings from an organizational identity study
A pivotal driver in the university’s advancement and the realization of its strategic objectives, particularly within the realm of its third mission, is the reinforcement of organizational identity and the enhancement of its positioning in terms of communication. Specialized sociological investigations were conducted to probe into the university’s organizational culture and its image. The studies were carried out in March-April 2023 under the auspices of the Research Sociological Laboratory at Kursk State University, involving students and faculty. The researchers conducted surveys among 800 students and 132 members of the teaching staff, representing all faculties and institutes of the university.
Of paramount significance was the question about the university’s mission, as it serves to unveil the wide range of perceptions regarding the organization’s purpose and societal role. It is noteworthy that an overwhelming majority of the respondents perceive Kursk State University’s mission as centered on providing high-quality, accessible, and contemporary education. One in five students, and one in three faculty members, see this mission as the nurturing and harmonization of human potential, preparing individuals to meet the demands of the contemporary world. A smaller portion of students (3.2%) and faculty members (3%) view the mission through the lens of elevating the university’s prestige and bolstering its competitive edge (Table 1).
- As per the university’s student body, the mission finds its fullest realization through several key tasks,11 namely:
- Training, retraining, and upskilling employees with higher education (50%);
- Fulfilling individuals’ needs for intellectual, cultural, and moral development (38.3%);
- Advancing sciences and arts through research and creative endeavors (32.5%);
- Disseminating knowledge among the population and enhancing its educational and cultural prowess (30.5%);
- Instilling students’ civic values, equipping students to navigate modern challenges (26.4%);
- Safeguarding and enhancing the moral, cultural, and scientific values of the society (26.1%).
11. A list of tasks was proposed, and several answer choices were allowed.
It is evident that the resolution of these outlined tasks is directly intertwined with the accomplishment of all three of the university’s missions: education, research activities, and provision of services aimed at fostering public welfare. This encompasses the nurturing of human potential, fostering adherence to the cultural values, instilling patriotism and citizenship values, and cultivating an active life stance.
Organizational culture itself, as perceived by the majority of respondents (60.4%), is seen as a framework composed of key elements: norms and behavioral guidelines, image and prestige, and the university’s values and traditions. Moreover, a majority of the students (67.1%) share the belief that the university’s organizational culture is aligned with its primary objectives and overarching developmental pathways, meaning a strong connection between the organizational culture and the university’s strategic and tactical pursuits.
The essence of the university’s organizational culture is largely shaped by its capacity to adapt to external shifts and fluctuations. To gauge the extent to which this attribute resonates with Kursk State University, let’s turn to the insights presented in Table 2.
We can see that a significant portion of respondents perceive KSU as an institution that is open to change and quick to respond to it. Nearly one in four respondents highlights that KSU is in a constant state of refinement, learning from its own and others’ mistakes. One in five respondents describes the university as a rather conservative entity with certain traditions. A minuscule proportion of respondents (2.7%) believe that KSU encounters difficulties when dealing with changes and innovations. Notably, there is a higher level of critical evaluation of the university’s adaptation to external changes among teachers compared to students.
Successful adaptation to innovations, an extensively developed organizational culture, and the university’s positioning on the regional, national, and global stages collectively contribute to the positive image of Kursk State University, as indicated by 90.3% of respondents. According to students, factors influencing this image include the high level of teaching staff qualification (83%), accomplishments of both students and faculty members across various domains on regional, national, and global platforms (67.1%), successful job placements of university graduates (57.9%), the reputation of the rector, vice-rectors, deans, and department heads (51.5%), along with several others.
The survey has also unveiled a range of challenges in the development of the organizational culture of university students and the manifestation of their organizational socialization.12 These challenges primarily stem from the volitional and activity-related traits of the students themselves, including insufficient initiative and activity among certain student groups, occasional lack of cohesion within the student body, and an inability to effectively plan and allocate their own time. Nonetheless, the findings affirm that the university has cultivated a fairly advanced organizational culture within both the teaching and student communities. This culture enables the institution to enhance its image as a leading higher education establishment in the Kursk region, effectively realizing all three of the university’s missions.
12. The university has conducted two studies. One was about the organizational culture of students and the other was about the organizational culture of faculty members. Both are important for the development of the university, and it is important to take into account the different manifestations of these phenomena.
Broadening horizons: university involvement in regional development strategy
As mentioned earlier, the university places significant emphasis on strategic development. In addition to formulating its own strategy, the staff and faculty of Kursk State University, along with other higher education institutions in the region, have greatly contributed to the formulation of some crucial regional progress strategies. This primarily concerns the Strategy of Education Development in Kursk Region up to 2030,13 as well as a foundational endeavor — the Socio-Economic Development Strategy of Kursk Region until 2030.14
13. Strategy of Education Development in Kursk Region until 2030. Retrieved from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4600202211110008?index=2. (accessed: 02.08.2023).
14. Socio-Economic Development Strategy of Kursk Region until 2030: A Region Worth Living In. Retrieved from: https://adm-files.rkursk.ru/1748/docs/113641_107_116249.pdf. (accessed: 02.08.2023).
For instance, in 2019, project workshops were established at Kursk State University within the context of preparing the development strategy for the Land of Nightingales. These workshops invited experts, public figures, businesspeople, and representatives from various management tiers — spanning the regional level, municipal bodies, enterprises, and regional organizations. The workshop participants spent several months discussing the draft strategy. Their contributions led to numerous specific proposals aimed at transformative changes in the region’s priority development areas. These areas encompass a diversified and multi-faceted economy, development management, healthcare, social spheres, human capital (including education, science, and innovation), infrastructure and spatial advancement, comfortable urban environments, and fostering a green and secure region. This process shaped the final version of the document, incorporating adjustments. The collective brainstorming underscored the notion that diverse societal groups can actively engage in shaping the regional political agenda focused on identifying strategic and tactical developmental tasks for the territorial community, and their collaborative efforts can indeed benefit the region. In late 2020, the Administration of Kursk Region approved the strategy, greenlighting its implementation.
The regional development strategy gives a significant emphasis to professional education, namely the issues of modernizing the network of educational institutions, aligning them with regional labor market demands, ensuring high quality training outcomes and graduate employability, executing the “Personnel of the Future for the Regions” strategic initiative, nurturing public and professional experts, and a spectrum of other endeavors. These matters are also mirrored in the strategic development program of Kursk State University, highlighting the alignment and mutual reinforcement between the two documents.
Furthermore, it is noteworthy that the university has established and continues to operate a research laboratory for implementing the Kursk Region’s strategy. This laboratory not only involves students, postgraduates, and young researchers from the university in research activities but also conducts expert evaluations and analytical studies related to regional strategizing. It engages in modeling the primary directions of the region’s development, explores the viability of applying the latest achievements in strategic management and development to the regional context.
It is safe to say that the formulation of the university’s unique development strategy, along with its active participation in the preparation and consistent execution of regional development strategies, attests to the university’s successful transformation from a conventional academic institution to a focal point for innovation and cultural advancement within Kursk Region.
Evgeniya Kogay, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Sociology, Kursk State University
DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-3-56-66
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl