Трансформирующие, междисциплинарные и «без стен»
Обзор стратегии развития европейских университетов до 2030 года
В рубрике «Близко к тексту» редакция журнала знакомит читателей с актуальными публикациями, посвященными вопросам импакт-инвестиций, оценки социального воздействия, а также будущего человечества в целом. Материал, представленный в этом выпуске, основан на стратегии развития образования, разработанной Европейской ассоциацией университетов (The European University Association). Стратегия получила название «Университеты без стен» (Universities without Walls) и представляет собой видение системы высшего образования в горизонте до 2030 года. Давайте заглянем в будущее. Какими будут университеты через 7 лет? Обзор ключевых тезисов публикации читайте в нашем материале.
Кратко о стратегии и о том, как она появилась
Стратегия развития университетов Европы «Университеты без стен»1 была опубликована в феврале 2021 года Европейской ассоциацией университетов (ЕАУ). Над документом работали более 100 экспертов из числа членов ассоциации, 33 национальные конференции ректоров, внешние консультанты, представители неуниверситетских заинтересованных сторон.
1. EUA. (2021). Universities without walls. A vision for 2030. Retrieved from: https://eua.eu/downloads/publications/universities%20without%20walls%20%20a%20 vision%20for%202030.pdf/ (accessed: 16.08.2023)
Каковы предпосылки и цели создания данной стратегии? В предисловии к документу президент Европейской ассоциации университетов Майкл Мерфи и генеральный секретарь ассоциации Аманда Кроуфут говорят о том, что в настоящее время мы находимся на переломном этапе, обусловленном экономическими, политическими и экологическими факторами, что повышает актуальность вопроса, каким должно быть будущее наших обществ и нашей планеты. «Существует необходимость в четком видении университетами того, как они хотят развиваться, как реагировать на вызовы в течение текущего десятилетия. Несмотря на то, что данная стратегия разработана с целью вдохновить и поддержать европейские университеты, она также является приглашением партнерам из других слоев общества объединить усилия ради лучшего будущего, а политикам — обеспечить правильные базовые условия», — обращаются они к читателям.
Вызовы и тенденции
Как говорится в документе, европейские университеты стремятся соответствовать вызовам времени. Пандемия Covid-19 и последовавшие за ней экономический и социальный кризисы бросят тень на ближайшие годы, но также откроют возможности для внедрения инноваций в учебных заведениях. К числу движущих сил перемен, с которыми столкнутся университеты, относятся экологические, экономические и социальные проблемы, значимые политические события, а также переход к цифровым технологиям. Поиск устойчивого равновесия — ключевое слово для всех университетов.
Несмотря на то, что университеты Европы отличаются между собой местными, региональными и национальными условиями, можно наблюдать некоторые общие тенденции развития:
- Климатический кризис побудил многие университеты вносить вклад в достижение Целей устойчивого развития ООН.
- Технологический прогресс меняет жизнь и рынок труда. Производство знаний, новые технологии и социальные инновации — центральный элемент деятельности университетов. Однако они также следят за влиянием новых технологий на общество, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, меняющемся в связи с цифровизацией и развитием искусственного интеллекта.
- Демократия и политические системы испытывают давление в той или иной степени во всех европейских странах. Это также угрожает академической свободе и университетской автономии.
- Распространение ложной информации, сфабрикованных доказательств и концепция «альтернативной истины» подрывают ценность и роль науки в обществе. Университетам необходимо занять четкую позицию по этому вопросу и найти новые и более эффективные способы противодействия данной тенденции.
- Исследования, инновации, образование становятся все более важными факторами в геополитике. Европейские университеты должны делиться знаниями и совместно создавать их в глобальном масштабе.
- Во многих европейских странах высшее образование попрежнему является основным двигателем социально-экономической мобильности.
- Многие университеты постоянно сталкиваются с проблемой недостаточного финансирования, что приводит к неравным условиям игры и усилению конкуренции между ними.
Университеты будущего: какие они?
Университеты 2030 — это «университеты без стен», открытые и вовлеченные в жизнь общества, при этом сохраняющие свои основные ценности. Это ответственные, автономные и свободные учреждения, с различными институциональными профилями, но объединенные в своих миссиях обучения и преподавания, исследований, инноваций и культуры служения обществу.
Авторы стратегии считают, что университеты будут наращивать свой потенциал к развитию и станут двигателями социальных изменений. Они обеспечат открытое, преобразующее пространство для генерирования общих знаний посредством исследований, образования, инноваций и культуры. Вместе с другими заинтересованными сторонами они будут формировать будущее общества, основанного на знаниях. Ниже рассмотрим подробнее характеристики университетов будущего, обозначенные в стратегии.
Открытые, трансформирующие, транснациональные
В стратегии подчеркивается, что университеты, представляющие собой сообщества учащихся, ученых, специалистов, включая выпускников и широкий круг партнеров и граждан, по-прежнему будут являться мостами, соединяющими разные страны и культуры.
Авторы документа отмечают, что университеты — это площадки для тестирования новых идей, генерирования новых знаний, применения нестандартных подходов и всего того, что все еще находится за пределами общепринятого понимания. Европейская ассоциация университетов указывает, что университеты могут выиграть от диалога с обществом, активного вовлечения граждан, бизнеса, неправительственных организаций, органов государственной власти и т. п.
«Университеты будут открыты как в физическом, так и в виртуальном пространствах, развивая оба этих направления при взаимодействии с обществом. Физический кампус по-прежнему будет иметь решающее значение как пространство для социального взаимодействия, встреч, диалогов, целенаправленного обучения и исследований. Виртуальный кампус сделает университет общедоступным для участия в исследованиях и обучении, для укрепления сотрудничества и изучения новаторских способов решения университетских задач», — говорится в документе.
В ассоциации считают, что будущее европейских университетов будет транснациональным, что позволит по-прежнему обеспечивать возможности для высококачественных исследований, инноваций, обучения и преподавательской деятельности.
Устойчивые, многообразные, вовлеченные
По мнению авторов стратегии, университеты сделают устойчивое развитие неотъемлемой частью своей миссии. Это потребует тщательного соблюдения баланса между финансированием стратегически важных исследований, сохранением свободы отдельных исследователей и обязанностью университетов обеспечить обширную базу знаний для общества.
Междисциплинарность — еще один важный подход в деятельности университетов. Многие новые открытия произойдут на стыке дисциплин и будут играть ключевую роль в решении стоящих задач.
Также важными компонентами устойчивого развития являются инклюзивность и социальная сплоченность. Доступ к высшему образованию будет справедливым и открытым для всех. Университеты будут оснащены всем необходимым для приема студентов и сотрудников из любых слоев общества, что поможет в устранении социального неравенства.
«Учебная и исследовательская среда университетов будет спроектирована на условиях равенства, инклюзивности. Университеты будут продолжать работать в партнерстве с целью установления связей, обмена информацией и наращивания потенциала, формируя инклюзивное, по-настоящему глобальное сообщество исследователей в сфере высшего образования», — утверждается в стратегии.
Сильные, автономные, отчитывающиеся
ЕАУ полагает, что к 2030 году университеты по всей Европе будут обладать высоким уровнем автономии и смогут принимать стратегические решения в организационных, финансовых, кадровых и академических вопросах. Университетское сообщество, включая учащихся и сотрудников, будет совместно создавать будущее университета вместе с руководством учреждения.
Университеты будут отчитываться перед заинтересованными сторонами и обществом в целом. Будет идти постоянный обмен мнениями с политиками, обществом, гражданами, бизнесом и другими группами в рамках различных университетских мероприятий. Стейкхолдеры поддержат такой диалог.
Стратегия одобряет идею академической свободы, т. е. свободу мысли и исследований в целях распространения знаний на основе общепринятых стандартов академической этики и добросовестности. Университеты обеспечат доступ к непрерывному обучению в целях повышения квалификации всем категориям сотрудников.
Миссии университетов в 2030 году
В соответствии с принятой стратегией основными миссиями европейских университетов останутся изучение и преподавание, исследование, инновации, культура. Рассмотрим, что Европейская ассоциация университетов вкладывает в содержание каждой миссии.
Изучение и преподавание
«Высшее образование будет способствовать развитию учащихся как творческих и критически мыслящих людей, умеющих решать проблемы, так и как активных, ответственных граждан, подготовленных к обучению на протяжении всей жизни», — отмечается в стратегии.
Авторы полагают, что благодаря высшему образованию учащиеся приобретут навыки и экспертные знания, необходимые для профессионального развития, получат больше возможностей участвовать в программах стажировок, а помимо знаний по своей специализации у них будет опыт решения иных сложных задач. Весь этот опыт будет направлен на позитивное воздействие на общество.
Обучение в университете будет представлять собой коллегиальный и совместный процесс, а преподавание станет основной частью академической практики, тесно связанной с исследовательской деятельностью.
Университеты обеспечат условия для обучения за счет интеграции своих миссий, будут активно продвигать возможность обучения любого человека на протяжении всей его жизни. Несмотря на активное развитие цифровых технологий, физическое присутствие в кампусе останется приоритетным для большинства учебных заведений.
Учащиеся получат возможность как стремиться к личностному развитию и получению ученой степени после получения среднего образования, так и поступить в университеты на разных этапах своей жизни, при этом получая полный доступ к учебным пространствам и междисциплинарным ресурсам.
Исследование
«Университеты будут играть важную роль в исследовательском процессе, предоставят пространство для нестандартных мыслителей, тестирующих и развивающих новые идеи, еще не признанные коллегами или обществом в целом, будут продвигать многосторонние и междисциплинарные исследования», — говорится в документе.
ЕАУ заявляет, что Европейская научная информационная инфраструктура будет и далее способствовать проведению трансграничных междисциплинарных исследований с использованием передовых цифровых сервисов и инструментов.
Этика и добросовестность будут активно продвигаться университетами во всех их миссиях. Кроме того, университеты сохранят за собой ответственность за возможность получения докторской степени, за формирование нового поколения высококвалифицированных исследователей.
Инновации
Визитной карточкой европейских университетов станут инновации, ориентированные на человека, стремление достичь устойчивости за счет сотрудничества. Широкий круг заинтересованных партнеров, охватывающий представителей науки, бизнеса, гражданского общества, социальной и культурной сферы, будет участвовать в совместном поиске решений актуальных задач.
«Академические исследования и образование станут ключевой основой для инноваций. Ученые и студенты будут активно способствовать инновациям, работая над конкретными задачами в составе многопрофильных и междисциплинарных команд», — считают авторы.
Культура
По мнению ЕАУ, культурная деятельность останется ключевым элементом сотрудничества университетов с обществом. Высшие учебные заведения будут важнейшими хранителями знаний и традиций. Они будут постоянно взаимодействовать с культурным наследием, способствовать изучению и познанию культурного и языкового разнообразия в Европе и за ее пределами. Они останутся местом, где встречаются, обмениваются мнениями и сотрудничают люди из разных культурных слоев. Университеты помогут развитию межкультурных компетенций, что является жизненно важным вкладом в мире, где локальные и глобальные реалии сближаются благодаря более широкому использованию цифровых технологий.
Воплощение стратегии в реальность
«Университетам необходима академическая свобода, институциональная автономия, достаточное и устойчивое финансирование и эффективное стимулирование межуниверситетского сотрудничества. Для противостояния вызовам этого десятилетия европейским университетам крайне важно быть готовыми принимать решения о том, какими путями они хотят следовать, чтобы наилучшим образом выполнять свои миссии на службе обществу», — утверждают авторы стратегии.
Согласно документу, воплощение стратегии в реальность будет зависеть от трех факторов:
1. Благоприятные (стимулирующие) условия, укрепляющие и защищающие университетскую автономию в ее различных измерениях. К таким условиям относятся и поддержка университетов в их непрерывном развитии, и четкие, последовательные действия, гарантирующие ученым и студентам академическую свободу. Должны учитываться потребности науки, например, в регулировании авторского права и защиты данных, поддерживаться транснациональное сотрудничество между европейскими университетами.
2. Адекватные инвестиции, позволяющие справиться с вызовами нового десятилетия. Необходимо укрепить финансовую автономию, чтобы университет мог принимать стратегические решения и способствовать институциональному профилированию. Решающее значение будут иметь дополнительные инвестиции в инфраструктуру как в физическую, так и в цифровую, в академический, профессиональный персонал.
3. Сильное руководство, разделяющее ценности инклюзивности, принципы прозрачности процесса принятия решений. Нынешним и будущим руководителям должна быть оказана поддержка в развитии их лидерских навыков. В стратегии также подчеркивается важность повышения квалификации персонала во всех областях университетского менеджмента.
Приоритеты действий
Обращение к обществу в целом и открытость для совместного творчества будут неизменной целью университетов в этом десятилетии.
Чтобы полностью реализовать стратегию «Университеты без стен», необходим скоординированный подход и сопричастность основных заинтересованных сторон. К ним относятся руководство университета, студенты и сотрудники, спонсоры и политики. ЕАУ определяет три направления работы, т. е. те шаги, которые можно сделать уже сегодня, чтобы приблизить будущее: реформа академической карьеры, междисциплинарность, усиление гражданской активности университетов.
Реформа академической карьеры
Данная реформа должна быть признана и поддержана всеми заинтересованными сторонами посредством следующих действий:
использование более широкого набора методов оценки академической карьеры, выходящих за рамки традиционных библиометрических показателей;
содействие дальнейшему равенству и уважению между различными карьерными путями, включая равное уважение между исследованиями и преподаванием;
поддержка и повышение значимости открытой науки2 при оценке карьеры и исследований;
стимулирование деятельности с различными формами воздействия, включая инновации или гражданскую науку3;
преобразование академической карьеры в менее рискованную и более привлекательную в качестве жизненного выбора для развития и удержания талантов;
обеспечение гибкости академической карьеры для последующего более легкого переключения с академической сферы на другие секторы, такие как стартапы, промышленность или государственное управление. Исследователи, имеющие опыт работы за пределами академических кругов, должны иметь доступ к университетской карьере.
2. Открытая наука — собирательный термин для обозначения различных движений, деятельность которых направлена на устранение барьеров в обмене и производстве научных знаний. К ним относят движения за открытый доступ, открытые данные, открытое программное обеспечение, открытую кооперацию между учёными, открытый процесс рецензирования, краудфандинг и другое. Источник: энциклопедия Руниверсалис (https://руни.рф/Открытая_наука).
3. Гражданская наука — концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев-любителей (неспециалистов). Научному волонтёру нет необходимости иметь ни академическую подготовку, ни высшее образование. Источник: Википедия.
Междисциплинарность
Междисциплинарные подходы должны более широко использоваться для решения социальных задач в рамках университетских миссий. Несмотря на то, что дисциплины должны оставаться важными для организации и расширения производства знаний в университетах, необходимо поощрять междисциплинарные подходы путем:
- признания участия междисциплинарного взаимодействия в системах оценки и вознаграждений академических учреждений;
- внедрения институциональной аккредитации4 в дополнение к аккредитации программ на основе дисциплин;
- включения междисциплинарного преподавания в процесс профессионального развития профессорско-преподавательского состава и поддержки совместной работы профессорско-преподавательского состава из разных дисциплин.
4. Процесс оценки уровня качества образовательной деятельности организаций, в соответствии с заявленным статусом.
Укрепление гражданской активности
Университеты должны поддерживать гражданские ценности. Они могут сделать это путем:
- поддержки членов академического сообщества в их участии в публичных дебатах, поощрения открытых и основанных на фактических данных дискуссий, противодействия дезинформации и лжи и объяснения отсутствия окончательности научных суждений (т. е. любое научное суждение может быть пересмотрено или отменено — прим. ред.);
- предоставления учащимся возможностей для активного участия в общественных проектах и дебатах, которые способствуют взаимопониманию во всем обществе;
- поощрение гражданской активности в рамках университетских миссий, развитие участия, уважения к разнообразию и открытых обсуждений как общей ценности всего учебного заведения;
- обеспечение постоянного осмысления европейской идентичности и культуры, а также их вклада в глобальный мир.
Университетам, как и любым другим организациям, стратегия необходима, чтобы видеть горизонт будущего, определить шаги и пути достижения поставленных целей. «Университеты без стен» — документ, который может помочь руководителям учреждений высшего образования и академическому сообществу понять, как вузы могут развиваться, реагировать на вызовы и формировать общество знаний. Сегодня от университетов ожидается не только решение образовательных и научных задач, но также активное и ответственное участие в жизни общества. Необходимость такого участия понимают во всем мире. А значит сильный, автономный университет, активно работающий с обществом — это то будущее, к которому нужно стремиться и ради которого нужно объединить усилия.
Ксения Бессонова, эксперт Фонда развития медиапроектов и социальных программ «Глэдвэй»
Transformative, Interdisciplinary, and “Without Walls”
A Review of the European University Association’s Vision for 2030.
“True to the Book” is the column where this journal’s editorial team introduces our readers to the latest publications on the topics of impact investing, social impact assessment, and the future of the humanity in general. The work presented in today’s issue is based on the education development strategy proposed by the European University Association. Fittingly called “Universities Without Walls,” the strategy presents a vision of the higher education system in the period between today and 2030. Let’s take a look into the future. What will universities be like, seven years from now? Continue reading to learn the key theses of the publication.
An overview of the vision and how it came to be
The European university development strategy “Universities without Walls”1 was published in February 2021 by the European University Association (EUA). It is a product of painstaking work by more than 100 experts from within the Association membership, 33 national rectors’ conferences, and a wide range of external consultants and non-university stakeholders.
1. EUA. (2021). Universities without walls. A vision for 2030. Retrieved from: https://eua.eu/downloads/publications/universities%20without%20walls%20%20a%20 vision%20for%202030.pdf/ (accessed: 16.08.2023)
What are the prerequisites for the creation of the strategy and objectives it is trying to address? In the foreword to the document, Michael Murphy, EUA President, and Amanda Crowfoot, EUA Secretary General, speak about being at a tipping point, driven by multiple economic, political and environmental pressures that add to the urgency of addressing what the future for our societies and our planet should be. “There is a need for a clear vision for and by universities, how they want to develop, shape and respond to these challenges over this decade. While this guide is aimed at providing inspiration and support for Europe’s universities, it is also an invitation to partners from other parts of society to join forces for a better future and for policy makers to ensure the right framework conditions,” they say, addressing the readers.
Challenges and trends
According to the document, Europe’s universities are keen to live up to the challenges of the times. The Covid-19 pandemic and ensuing economic and social crisis will cast a shadow over the coming years but will also present opportunities for innovation in educational institutions. The authors list ecological, economic and social concerns, the digital transition and major political developments as some of the main drivers of change the universities will face in the new decade. Finding a sustainable equilibrium is the key to all universities.
While the situations and profiles of universities across Europe vary and are very much shaped by their specific local, regional and national contexts, some overall external trends can be observed:
- The climate crisis has led many universities to put their missions into the service of achieving the United Nations Sustainable Development Goals.
- Technological developments are changing lives and disrupting labor markets. Producing knowledge for new technologies and social innovation is a central element of the universities’ activities. However, they also have to ensure that the impact of new technologies on our societies is studied and evaluated and that graduates are equipped for labor markets that are changing due to digitalization and the development of artificial intelligence.
- Democracy and political systems are under pressure in all European countries to different degrees. This also threatens academic freedom and university autonomy.
- The spread of false information, fabricated evidence and the concept of “alternative truth” undermine the value and the role of science in society. Universities need to position themselves on this issue and find new and more effective ways to help counter this trend.
- Research, innovation and education are an increasingly important factor in geopolitics. Europe’s universities must share and co-create knowledge on a global scale.
- In many European countries higher education continues to be a major motor for socioeconomic mobility.
- Many universities face a continuous underfunding challenge. This leads to an uneven playing field and to increased competition between universities for resources.
Universities of the future: what are they?
Universities in 2030 are “universities without walls,” open and engaged in society while retaining their core values. They are responsible, autonomous and free, with different institutional profiles, but united in their missions of learning and teaching, research, innovation and culture in service to society.
The authors of the strategy believe that universities will build on their capacity to evolve and will become engines of societal change. They will provide an open, transformative space for common knowledge production through research, education, innovation and culture. Together with other societal stakeholders, they will shape the future of a knowledge-driven society. Below we will take a closer look at the characteristics of the universities of the future, as outlined in the strategy.
Open, transformative and transnational
The strategy emphasizes that universities, as communities of learners, academics and professional staff, including alumni and a wide range of partners and citizens, will continue to build bridges between countries, cultures and sectors.
The authors of the document emphasize that universities are the places for testing new ideas, for lateral thinking and for creating new knowledge that still lies outside of mainstream awareness. The European University Association points out that universities can benefit from a dialog with society, actively involving citizens, businesses, non-governmental organizations, public authorities and others.
“Universities will be open as physical and virtual spaces and will work to cultivate both of these when engaging with society. The physical campus will continue to be crucial as a place for social interaction, meetings, dialogs, focused learning and research. The virtual campus will make the university ubiquitous. It will be developed to improve access for all to participate in research and learning, enhance cooperation, and explore new, innovative ways of pursuing university missions,” the document states.
The Association believes that the future of Europe’s universities will be transnational, continuing to provide a prerequisite for high quality research and innovation, as well as learning and teaching.
Sustainable, diverse and engaged
According to the authors of the vision, universities will put their missions into the service of sustainability. This will require a careful balance between funding of strategic research priorities, retaining the freedom of the individual researchers and recognizing the responsibility of universities in ensuring a broad knowledge base for society.
Interdisciplinarity is an important approach in the universities’ activities. Many new discoveries will happen at the interface between disciplines and will be crucial for meeting the challenges.
Diversity and social cohesion are important components of sustainable development. Access to higher education will be equitable and open to all. Universities will be equipped to welcome students and staff from all backgrounds, playing an important role in addressing social disparities.
“Learning and research environments will be designed to accommodate the needs of a diverse student and staff body. Universities will keep working in partnerships in order to connect, share and build capacity. They will form an inclusive, truly global research and higher education community with partners all around the world,” the vision proclaims.
Strong, autonomous and accountable
The EUA believes that in 2030, universities across Europe will enjoy high levels of autonomy and have the capacity to make strategic choices about organizational, financial, staffing and academic matters. The university community, including all types of learners and staff, will co-create the future of the university together with the institutional leadership.
Universities will be accountable to stakeholders and society at large. There will be a continuous exchange with policy makers, civil society, citizens, business and other societal groups, through various university activities. Stakeholders will support such a dialogue.
The strategy endorses the idea of academic freedom, which is the freedom of thought and inquiry to advance knowledge based on accepted standards of academic ethics and integrity. Universities will ensure that all staff groups have access to continuous training for professional development.
University missions in 2030
According to the strategy, the unique combination of the missions of learning and teaching, research, innovation and culture will remain the key characteristic of Europe’s universities. Let’s go into more detail on what the European University Association puts into the content of each mission.
Learning and teaching
“The higher education will nurture and enable the development of learners as creative and critical thinkers, problem solvers and active and responsible citizens equipped for lifelong learning,” the strategy emphasizes.
The authors argue that through higher education, learners will also attain high-level skills and expertise for their professional development. They will have more opportunities to participate in traineeship programs during their studies. Learners will graduate with both knowledge in their disciplines and exposure to challenges and problem-solving, including in other disciplines. This experience will be applied towards positively impacting the society around them.
University learning will be a collegial and collaborative process, in which teaching will be a core part of academic practice, closely linked to research activities.
Universities will provide a context for learning through the integration of their different missions and they will actively promote lifelong learning. While digitalization will continue to expand, physical presence on campus will remain a core feature at most institutions.
While some learners will seek personal development and a degree after finishing secondary education, others will enter at different stages in their lives, with full access to a variety of learning spaces and flexible, multi- and interdisciplinary paths.
Research
“Universities will be essential to the research process, providing space for lateral thinkers, who test and develop new ideas that are not yet acknowledged by fellow researchers or by society at large. They will promote multi- and interdisciplinary research,” the document continues.
The EUA states that Europe’s scholarly information infrastructure will facilitate cross-border, multidisciplinary research with advanced digital services and tools.
Ethics and integrity will be actively promoted by universities across all missions. Furthermore, universities will maintain the responsibility of delivering doctoral education and ensuring the formation of the next generation of highly qualified researchers.
Innovation
Europe’s universities will make human-centered innovation their trademark, aiming to achieve sustainability through cooperative models. They will engage in co-creation of solutions to common challenges with a wide range of partners spanning from academia, business and start-ups, to civil society and the social and cultural scene.
“Academic research and education will be a key foundation for innovation. Academics and students will be active contributors to innovation by working on concrete challenges in multi- and interdisciplinary teams,” the authors reckon.
Culture
According to the EUA, cultural activities will remain a key element in universities’ engagement with society. Universities will be critical custodians of knowledge and traditions. They will continue to protect heritage, promoting the study and knowledge of culture and language diversity within Europe and beyond. They will continue to be places where people from different cultural backgrounds meet, exchange and collaborate. Universities will foster the development of intercultural competences, a vital contribution in a world where local and global realities converge through the increased use of digital technologies.
Turning vision into reality
“Universities need academic freedom, institutional autonomy, sufficient and sustainable funding and efficient support for collaboration. To face the challenges of this decade, it is critical that Europe’s universities are equipped to make decisions about the paths they want to pursue in order to best fulfil their missions in service to society,” the authors state.
According to the document, making this vision a reality will depend on three factors:
1. Enabling frameworks that strengthen and protect university autonomy in its various dimensions. These include supporting universities in their continuous development and including clear and consistent provisions guaranteeing scholars and students the rights that constitute academic freedom. The frameworks need to consider the needs of science, for example in copyright and data protection regulation, and support transnational collaboration among Europe’s universities.
2. Adequate investments in order to meet the challenges of the new decade. Financial autonomy must be strengthened to enable the university to take strategic decisions and foster institutional profiling. Additional investments in infrastructure, both physical and digital, as well as in academic and professional staff, will be crucial.
3. Strong leadership that needs to be inclusive and transparent in its decisionmaking. Current and future leaders must have support for the development of their leadership skills. The strategy also emphasizes the importance of professionalization of staff in all areas of university management.
Priorities for action
Reaching out to society at large and opening up for co-creation will be a continuous ambition for universities in this decade.
To fully realize this vision of universities without walls, a coordinated approach and ownership among the main stakeholders are needed. These include university leadership, students and staff, funders and policy makers. The EUA suggests three priority areas of work, i.e., steps that can be taken today to bring the future closer: reform academic careers, promote interdisciplinarity, and strengthen civic engagement.
Reform academic careers
The reform should be acknowledged and supported by all stakeholders through the following actions:
- Using a broader set of evaluation practices for academic careers, which include a wide definition of impact, beyond traditional bibliometric indicators;
- Promoting further parity of esteem between different career paths, including parity of esteem between research and teaching;
- enabling and valorizing Open Science2 in career and research assessment;
- incentivizing activities with different forms of impact, including innovation or citizen science;3
- making academic careers less precarious and more attractive as life choices in order to develop and retain talent;
- providing more flexibility for academic careers, for switching jobs more easily between academia and other sectors, such as start-ups, industry or public administration. Researchers with job experience outside academia must have access to university careers.
2. Open Science is a collective term for a variety of movements that seek to remove barriers to the exchange and production of scientific knowledge. These include the open access, open data, open source, open collaboration among scientists, open peer review, crowdfunding, and more. Source: Runiversalis Encyclopedia (https://руни.рф/ Открытая_наука).
3. Citizen science is the concept of scientific research conducted with participation from the general public (nonprofessional scientists). A science volunteer does not need to have either academic training or a college degree. Source: Wikipedia.
Promote interdisciplinarity
Interdisciplinary approaches must be better used for meeting societal challenges across university missions. While disciplines must remain important in order to organize and expand the knowledge production at universities, interdisciplinary approaches must be promoted by:
- recognizing interdisciplinary engagement in academic assessment and reward schemes;
- implementing institutional accreditation4 to complement discipline-based program accreditation;
- making interdisciplinary teaching part of the professional development of academic staff and supporting academic staff from different disciplines in working together.
4. The process of assessing the quality of educational activities of institutions in accordance with the declared status.
Strengthen civic engagement
Universities must support civic values. They can do this by:
- supporting the members of the academic community in using their academic freedom to contribute to public debates, encouraging open and evidence-based discussions, countering misinformation and falsehoods and explaining the lack of finality in scientific judgements (that is, the concept that any scientific judgement can be modified or canceled — ed. note);
- promoting opportunities for learners to actively engage in societal projects and debates that build bridges and foster understanding throughout society;
- promoting civic engagement across the university missions, developing participation, respect for diversity and open debate as a common value across the institution;
- providing a continuous reflection on European identity and culture, as well as their contribution to a global world.
Like every institution, universities need a strategy, to visualize what they aspire to be, to see their overarching goals and the steps they need to take in order to get there. “Universities without Walls” is offered as a support, to give university leaders and their academic communities an insight on how universities can develop, respond to challenges and build a society of knowledge in the coming years. Today’s universities are expected not only to address educational and scientific challenges, but also to participate actively and responsibly in society. This need for engagement is understood all across the world. This means that a strong, autonomous university actively working with society is the future we should strive for, and which we should join our efforts for.
Ksenia Bessonova, Expert, Gladway Foundation for the Development of Media Projects and Social Programs
10.55140/2782-5817-2023-3-3-98-106
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl