«Последний да Винчи» или Главная арт-афера XXI века: что известно о «Спасителе мира», самой дорогой картине в истории
Когда на рынке возник “Спаситель мира” — еще одна работа, приписываемая Леонардо да Винчи, так называемая “мужская “Мона Лиза”, шумиха поднялась серьезная. Понятно, что перспектива получить в частную или публичную коллекцию работу великого миланца выпадает раз в жизни. И вот “Спаситель мира”, проданный на аукционе Christie's в Нью Йорке за рекордные $450 млн, пропал… Или нет? Esquire попросил Анастасию Ландер помочь в этом разобраться.
Ежедневно в Лувре толпы людей выстраиваются в очередь, чтобы посмотреть на Мону Лизу, надежно забранную пуленепробиваемым стеклянным саркофагом с климатическим контролем. Одна эта картина обеспечивает экономике Франции около €82 миллионов ежегодно (такую калькуляцию приводит в 2018 году Vanity Fair на основе попавшего в прессу отчета Министерства культуры Франции). Мона Лиза – одна из 16 картин Леонардо да Винчи, о существовании которых нам точно известно, и все они находятся в публичных собраниях. Поэтому когда на рынке возник “Спаситель мира” — еще одна работа, приписываемая великому миланцу, так называемая “мужская “Мона Лиза”, шумиха поднялась серьезная. Понятно, что перспектива получить в частную или публичную коллекцию работу да Винчи выпадает раз в жизни. И вот “Спаситель мира”, проданный 15 ноября 2017 года на вечернем аукционе Christie's в Нью Йорке за рекордные $450 312 500, пропал… Или нет? Esquire попросил Анастасию Ландер помочь в этом разобраться.
Что такое вообще “Спаситель мира”? Это прямоугольная картина размером 65,7 x 45,7 см, написанная маслом на доске примерно в 1500 году. На картине по пояс изображен мужчина с длинными вьющимися волосами в небесно-голубом одеянии — Иисус Христос, — держащий в левой руке хрустальную сферу, а двумя пальцами правой руки как бы благословляющий зрителя. Лик Спасителя стилистически и внешне похож на лицо Моны Лизы — безусловно, это портретное сходство и становится первым аргументом в пользу атрибуции работы Леонардо да Винчи.
Когда речь заходит о произведениях искусства, первый вопрос, которым следует задаться, звучит так: “А какой провенанс?” Провенанс — это происхождение работы, вся ее история, в идеале — от создания до сегодняшнего дня. Кто автор, продал он ее кому-то или подарил, как дальше работа переходила из рук в руки, нет ли слепых пятен (например, отсутствия сведений в период с 1939 по 1946 год, что могло бы указывать на нацистский трофей), не опущены ли сведения о купле-продаже. Второй вопрос — это изучение отчета о состоянии работы: есть ли повреждения, были ли они отреставрированы, кто делал реставрации и как (профессиональные реставраторы всегда документируют свою работу как с технической, так и с этической точки зрения). Надо отметить, что каждому владельцу ценного произведения искусства рекомендуется исследовать провенанс и отчеты о состоянии с нуля, поскольку нет гарантий, что на какой-то из стадий биография работы не была отредактирована.
Если посмотреть на провенанс “Спасителя” (он доступен в каталоге Christie's), то работа предстает перед нами обладательницей весьма трудной судьбы. Тот факт, что Леонардо писал “Спасителя мира”, известен искусствоведам давно: в 1650 году знаменитый гравер Вацлав Холлар сделал с картины с таким сюжетом и композицией копию, подписал и отметил Леонардо как автора оригинала. Ученики и последователи да Винчи (так называемые леонардески) также делали со “Спасителя мира” дошедшие до нас копии, а в Британской королевской коллекции в Виндзоре хранятся подготовительные наброски Леонардо, на которых сангиной изображены различные детали одеяния Христа. Кроме того, картина с таким сюжетом и да Винчи как ее автор упоминаются в описи произведений искусства, принадлежавших Карлу I (опись составили люди Оливера Кромвеля по итогам продажи коллекции гильотинированного короля).
В провенансе проданной Christie's картины c 1650 до 1958 года — наследования различными аристократическими отпрысками и не слишком выгодные перепродажи, поскольку в некий момент работа приписывалась леонардескам. В 1958 году “Спаситель” уходит с молотка как работа ученика Леонардо — Больтраффио — на лондонском Sotheby's за GBP 45 и отправляется в США. Там, как пишет в своей книге о Леонардо да Винчи профессор Мартин Кемп, спустя полвека, когда с ней могло происходить что угодно, она всплывает в 2005 году на некоем луизианском аукционе. Ее покупают через посредников два нью-йоркских дилера: Роберт Саймон и Александр Пэрриш, которым кажется, что это вполне может быть настоящий Леонардо. Работа в тот момент находится в сложном состоянии — на лике Спасителя много отсебятины от предыдущих реставраций (например, появились игривые усы и эспаньолка), оригинальная ореховая доска треснула, ее повело, часть краски провалилась в трещины, дерево изрядно исчервлено. “Спасителя” отдают в руки Дианы Дуайр Модестини, консерваторки и реставраторки нью-йоркского Института изящных искусств, а на многочисленные консилиумы по атрибуции приглашают именитых искусствоведов и леонардоведов.