Режиссер Ладо Кватания — о “Казни”, сравнениях с Финчером и корейцами

EsquireРепортаж

«Все, что я делал до, не имеет сейчас смысла». Ладо Кватания — о переходе от клипов к полному метру, борьбе конформизма с идеализмом и сравнениях

Интервью: Егор Москвитин. Фотограф: Игорь Клепнев

21 апреля прокат выходит “Казнь” — дебютный фильм клипмейкера Ладо Кватании. Это психологический триллер о поисках маньяка в позднем СССР. И драма о товариществе и соперничестве двух детективов, потративших на расследование по десять лет своих жизней. Режиссер рассказал Esquire о фильме, сравнениях с Финчером и корейцами, своем страхе стать конформистом и о том, какой он видит свою работу после 24 февраля.

Я тут наткнулся на забавную историю: оказывается, Балабанов еще в 1992 году познакомился на кинофестивале в Роттердаме с одним молодым режиссером, тусовался там с ним — и это был Квентин Тарантино. Твоя «Казнь» ведь тоже уже поездила по фестивалям. Были какие-то дикие встречи или чужие фильмы, которые тебя поразили

Честно говоря, я ни с кем не знакомился — да и сложно сейчас определить качество или будущее величие тех или иных режиссеров. Но вместе с нами на фестивалях шел «Штурм» казахского режиссера Адильхана Ержанова — эта картина меня впечатлила. Во-первых, меня поражает его продуктивность колоссальная: он снимает по несколько фильмов в год. Во-вторых, в «Штурме» есть парадоксальное смешение жанров, которые кажутся несовместимыми в пределах конкретно этой истории, но они работают! Сюжет такой: где-то посреди зимней степи есть школа, ее захватывают мужчины в масках, начинаются убийства и резня. Спецназ сможет освободить школу только через три дня. Поэтому штурмовать ее решают те, кто оказался рядом: обычный физрук, замухрышка-учитель, юродивый и так далее. То есть фильм существует на грани фарса и абсурда, и штурм оказывается не только очень смешным, но и жестким. Потому что эти герои совершенно неспособны причинять другим боль. Получается черная комедия с эстетикой, близкой к корейской — с этим ловким жонглированием жанрами. Мне очень хочется, чтобы вы знали про этого режиссера.

Твой фильм про маньяка, а на российском телевидении буквально за три года появилась целая мультивселенная маньяков. Это сериалы «Хороший человек», «Чикатило», «Душегубы», «Тень за спиной», «Хрустальный». Что, по-твоему, это говорит о нас как о кинематографистах и о нас как о зрителях?

Не стану говорить за всех. Мне кажется, это интересный жанровый движок, который, к сожалению, у нас пока не могут внятно использовать. Все вышеперечисленные истории, как мне кажется, даже не пытаются привнести свежесть и драматургические решения, которые обогатили бы этот жанр, выразили особое видение. Мы просто берем фактуру ради фактуры и занимаемся культивированием тех извращений, которые нас окружают. Ничего больше за этим не стоит. Просто констатация той реальности, в которой мы все вымочены, выросли и которую знаем наизусть. Я сам помню тот период, когда все это происходило, весь этот «прекраснейший» цикл передач «Криминальная Россия». Я смотрел его подростком. И от этой музыки я до сих пор впадаю в ступор. У каждого десятилетия должна быть своя музыка, которая выражает общее состояние. Сейчас мое ощущение, что в той России, в которой мы теперь живем, этой музыкой снова стала «Криминальная Россия». Потому что мы перекинули мост из 1990-х в новую реальность. Может быть, сейчас даже что-то еще более трагичное должно звучать. Представь: открываешь ты глаза, а вместо будильника — мелодия из «Криминальной России». И ощущение сразу: «А, все, я на месте». И когда это разлито в воздухе, то, конечно, появляются сериалы и фильмы, которые на этом играют.

Когда смотришь «Казнь», невольно вспоминаешь о «Воспоминаниях об убийстве», «Настоящем детективе», «Зодиаке». Все эти истории — о поиске маньяка, растянувшемся на долгие годы. Ты готов к сравнениям?

Честно скажу, я использовал этот жанровый элемент исключительно для того, чтобы показать деконструкцию человека, который преисполнен идеалами в начале своего пути, но в итоге предает их все. Ведь человек, который сталкивается с системой, рано или поздно становится ее частью. Это неизбежно и не зависит от того, какая это система: театральная, полицейская, корпоративная. Эта тема фильма для меня основная, а вовсе не психология или патология тех или иных существ — не будем даже упоминать имен маньяков, — которые фигурируют в этом жанре.

И поскольку я сам его поклонник, то, конечно, я понимал, что зрители будут указывать на отсылки и сходства. Я не отказываюсь от этих обвинений. Этот жанр обязывает к погружению, изучению всего, что было до тебя, — и уже эта экспертиза дает тебе право попробовать сочинить что-то более сложное, попробовать двинуть жанр. Я пытался снять посттриллер, постисторию. И сосредоточиться не на маньяке, а на разложении следователя в течение десяти лет. В начале фильма он выступает против косности системы, а в конце фильм превращается во что-то крикливое, практически перформанс в духе древнегреческой трагедии. Это абсолютный жест, и я готов его себе простить в силу того, что «Казнь» — это мой полнометражный дебют.

Если принять это равенство сыщика и режиссера, то, получается, фильм про твой страх стать конформистом.

Конечно. И тут не надо ждать десять лет, с режиссерами все процессы происходят быстрее. Я стал просто наблюдать за этими процессами в себе и решил сконцентрироваться на этой теме — конфликте между конформизмом и идеализмом в одном человеке. Я задался вопросом: «А вот тот молодой человек в лице меня, которому было двадцать лет, и тот уже немолодой человек, которому за тридцать, — если они сейчас встретятся, смогут ли они сесть на одной лавке поговорить? Или пройдут мимо и совершенно не узнают друг друга?» Потому что один был преисполнен идеалами изменить мир, а другой уже где-то в чем-то сдался или пошел на компромиссы, которые позволили ему приспособиться к этой действительности. В фильме эти ипостаси выражены в двух персонажах: Иссе и Иване. Их конфликт абсолютно отражает тот внутренний процесс, который протекает во мне.

И ты бы хотел быть как Иван?

Мне кажется, это радикально. Я специально гипертрофировал максимализм, абсолютно публично произвел эту казнь двух крайностей. Это две чудовищные крайности. Для меня неприемлем конформизм, который предполагает, что ты обесчеловечиваешь всех вокруг ради собственной выгоды и готов к совершенно любым мерам для достижения своей цели. Но неприемлема и другая крайность — стать выше закона, вообразить себя абсолютом. И это ведь трагедия той действительности, в которой мы живем. Изначально, если бы система работала адекватно и внятно и служила обществу, Иван и Исса просто бы не появились. Потому что они — следствие, а не причина.

Однажды религиозный человек сказал мне, что детективы — это всегда исследование времени и памяти, потому что само время — это синоним преступления. Если бы Ева и Адам не совершили грех, не начался бы отсчет времени, не было бы истории человека. Поэтому «Воспоминания об убийстве» — это не просто кино про поиск маньяка, но и исследование национальных травм. Раскапывать трупы прошлого, чтобы разобраться с настоящим и добраться до будущего, — это сейчас важная тема в кино. Даже мелодрама Педро Альмодовара «Параллельные матери» об этом. Ты закладывал такой смысл в «Казнь»? Хотелось высказать про Советский Союз, про Россию?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров

Как советский фотограф и художник Александр Родченко повлиял на фотографию?

Esquire
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда

Нужно отдать должное Шнурову, он был крутым конъюнктурщиком — в хорошем смысле

Коллекция. Караван историй
Наука в мире фэнтези: как Брендон Сандерсон создает магические системы Наука в мире фэнтези: как Брендон Сандерсон создает магические системы

Магия и наука – это полные противоположности? Нет!

Популярная механика
Как Грант Петти стал миллиардером благодаря производству кинооборудования Как Грант Петти стал миллиардером благодаря производству кинооборудования

Как презрение к аутсорсингу и армия ютуберов могут привести бизнес к процветанию

Forbes
Над злобой дня Над злобой дня

Книги о столкновении человека со злом, которые стоит перечитать

Weekend
Молитвы, многодетство и ручной труд: как живут старообрядцы в алтайской глубинке (фоторепортаж) Молитвы, многодетство и ручной труд: как живут старообрядцы в алтайской глубинке (фоторепортаж)

Старообрядцы: 67 км от села Алтайское, село Куяча, где живут Огневы

Вокруг света
Как контролировать сильные эмоции: 4 шага к спокойствию Как контролировать сильные эмоции: 4 шага к спокойствию

Во всех случаях сильные переживания подчиняют себе жизнь. Как с ними справиться?

Psychologies
Сперматозоиды из стволовых клеток помогли зачать крысят Сперматозоиды из стволовых клеток помогли зачать крысят

Японские ученые вырастили сперматозоиды из эмбриональных клеток крысы

N+1
Эволюционный успех воронов и ворон объяснили длинными крыльями и крупным телом и мозгом Эволюционный успех воронов и ворон объяснили длинными крыльями и крупным телом и мозгом

Орнитологи выяснили, что эволюционный успех воронов связан с длинными крыльями

N+1
Онкологи рассказали, какие продукты могут снизить риск развития рака Онкологи рассказали, какие продукты могут снизить риск развития рака

Какие продукты могут снизить ваш личный риск страшной болезни

Популярная механика
Кристалличность органических каркасов выросла благодаря двухстадийной методике синтеза Кристалличность органических каркасов выросла благодаря двухстадийной методике синтеза

Ученым удалось получить каркасы с повышенной стабильностью

N+1
10 невероятно крутых (и не очень) изобретений, до которых додумался человек 10 невероятно крутых (и не очень) изобретений, до которых додумался человек

Десять странных изобретений

Популярная механика
PRP-терапия: как плазма помогает избавиться от травм PRP-терапия: как плазма помогает избавиться от травм

PRP-терапия – как с её помощью лечат болезни опорно-двигательного аппарата

Популярная механика
7 ошибок в макияже, которые зрительно уменьшают твои глаза: не делай так! 7 ошибок в макияже, которые зрительно уменьшают твои глаза: не делай так!

Какие приемы в макияже визуально уменьшают глаза?

VOICE
Истекающие кровью: почему нас всех так пугает менструация Истекающие кровью: почему нас всех так пугает менструация

Менструация — табу: почему люди так стесняются этой темы?

VOICE
Продукты, снижающие и повышающие холестерин: правильное питание для сердца и сосудов Продукты, снижающие и повышающие холестерин: правильное питание для сердца и сосудов

Что именно нужно есть, а от чего лучше отказаться для здоровья сердца и сосудов

Популярная механика
Как часто стоит стирать постельное белье, шторы и полотенца Как часто стоит стирать постельное белье, шторы и полотенца

Эти предметы пачкаются быстрее, чем нам кажется

Лиза
20 важных открытий XXI века 20 важных открытий XXI века

Мы умеем ремонтировать гены и управлять протезами силой мысли

Вокруг света
От От

Рунет никогда не шел по тому же пути, что и интернет в других государствах

Популярная механика
Одна вокруг света: кирпичная фабрика в горах и индейцы кечуа-отавала Одна вокруг света: кирпичная фабрика в горах и индейцы кечуа-отавала

165-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Эквадор

Forbes
Женщина, придумавшая стеклоочистители: как на самом деле появились дворники для авто Женщина, придумавшая стеклоочистители: как на самом деле появились дворники для авто

Путь автомобильных стеклоочистителей к современному виду занял почти 60 лет

ТехИнсайдер
Краткая история сала: кто и в какой стране придумал его солить (и 4 рецепта с салом) Краткая история сала: кто и в какой стране придумал его солить (и 4 рецепта с салом)

Жирность и питательность придавал блюдам национальной кухни свиной жир

Вокруг света
Из проститутки в пираты и другие 10 необычных фактов из жизни Homo sapiens Из проститутки в пираты и другие 10 необычных фактов из жизни Homo sapiens

Уточки путешественницы, разрешение на бороду и другие интересные факты из жизни

Популярная механика
Как помочь человеку умереть спокойно: откровения доулы смерти Как помочь человеку умереть спокойно: откровения доулы смерти

Доула смерти откровенно рассказывает о своей работе

Psychologies
18 книг Эдуарда Лимонова, которые нужно прочитать 18 книг Эдуарда Лимонова, которые нужно прочитать

Путеводитель Esquire по библиографии Лимонова

Esquire
Палеоантропологи обнаружили в Колыбели человечества пяточную кость гоминина Палеоантропологи обнаружили в Колыбели человечества пяточную кость гоминина

Палеоантропологи исследовали пяточную кость, обнаруженную во время раскопок

N+1
Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины

Кто такие саунд-дизайнеры и что такое сонорные объекты?

Популярная механика
«Спартак» и космос: удивительные пересечения в истории клуба «Спартак» и космос: удивительные пересечения в истории клуба

За целый век у красно-белых появилось немало точек соприкосновения с космосом

Вокруг света
Вот о чем может рассказать цвет ваших ногтей: за ним нужно следить очень внимательно Вот о чем может рассказать цвет ваших ногтей: за ним нужно следить очень внимательно

Иногда цвет ногтей может говорить о наличии серьезных патологий

Популярная механика
7 женщин, которые уверены, что их свекрови явились прямиком из ада 7 женщин, которые уверены, что их свекрови явились прямиком из ада

Конфликты с родителями второй половины оказываются самыми злыми и неразрешимыми

Cosmopolitan
Открыть в приложении