Звуки бу
Акустическая футурология Дмитрия Морозова
Обозреватели и критики называют его медиахудожником, электронным музыкантом и «создателем необычно звучащих механизмов». Но все это – о форме его работ, настоящим содержанием которых можно назвать мысли о будущем и об искусстве наступающего времени.
Зимой 2015 года в музее современного искусства «Гараж» были безжалостно уничтожены несколько десятков смартфонов, сотни наушников и зажигалок – ровным счетом 1574 предмета, которые нашлись в карманах посетителей и отправились под 10-тонный гидравлический пресс. По задумке Дмитрия Морозова, автора инсталляции Oil, зритель сам должен был пожертвовать чем-то, любым предметом, получив взамен лишь 20-минутную запись того болезненного треска, который сопровождал гибель вещи под давлением. Звук, пропитанный душевными муками опытного потребителя или простым человеческим сожалением по утрате. Тем неуловимым, что остается от вещи, когда мы ее теряем, или от истории – после того, как она закончилась и наступило будущее.
Артефакт
- Имя: ::VTOL:: (Дмитрий Морозов)
- Город: Москва
- Образование: РГГУ
- Сайт: vtol.cc
Модель для сборки
Все началось с обычной футурологии. Еще школьником Дмитрий услышал радиопередачу «Модель для сборки» – программу, неспроста получившую настоящий культовый статус. Было это в 2000 году, ведущий зачитывал «Футурологический конгресс» Станислава Лема под аккомпанемент мягкой электронной музыки. В этот момент будущего художника словно ударило большой и теплой молнией: «С тех пор я занялся электронной музыкой, стал любить фантастику», – вспоминает он. И хотя сегодня научно-фантастические романы уже не в такой чести, сама она никуда не делась, преобразившись в новую моду последних лет, футурологию.
Дмитрий считает, что раз уж столь многое из описанного Лемом и его последователями сбылось, то и к современным футурологам стоит прислушаться со всей серьезностью. Технологическая сингулярность и права роботов, усовершенствование тела и развитие нейроинтерфейсов – из этих смелых, но нечетких линий проступают картины жизни в ближайшем (и не очень) будущем. Но вот искусство обычно выпадает из рассуждений футурологов. Это поле остается свободным, и на нем пробует свои силы медиахудожник, прислушиваясь уже не к чужим прогнозам, а к логике звучания самих вещей.