Экскурсия в инженерный центр беспилотных технологий «Яндекса»

Популярная механикаHi-Tech

Внуки лунохода

Наконец это случилось – меня пригласили в инженерный центр беспилотных технологий «Яндекса» на Аминьевское шоссе. Тот самый, где проектируют и собирают беспилотные автомобили и роботов-доставщиков.

Текст: Александр Грек

Попав внутрь, я долго не мог избавиться от дежавю: казалось, что уже бывал в похожем месте. И в конце концов вспомнил: почти 20 лет назад я провел день на марсодроме в НИЦ им. Бабакина в Химках, где разрабатывались советские луно- и марсоходы. На небольшом полигоне, засыпанном песком, навечно застыли прототипы внеземных роботов – именно их мне напомнили полуразобранные доставщики «Яндекса». С этой аналогии мы и начали разговор о роверах третьего поколения с директором по продукту беспилотных технологий «Яндекса» Павлом Воробьевым.

СССР – родина планетоходов

Планетоходная промышленность зародилась в нашей стране в 1963 году, когда Сергей Королев озаботился средствами передвижения космонавтов по Луне. Разработку лунного шасси поручили ленинградскому ВНИИТрансмашу, который исторически занимался танками. Прежде всего следовало решить вопрос, какой принцип движения использовать. Рассматривались десятки вариантов движителей – от экзотических роторно-винтовых и прыгающих до шагающих и гусеничных, но реальными были признаны только два: гусеницы и колеса. Гусеницы оказывали более низкое давление на грунт и обеспечивали меньшую массу шасси при равной проходимости. Однако гусеничный привод страдает классической танковой болезнью, так называемой расклинкой: если между ведущим или направляющим колесом и гусеницей попадет камень или грунт, это может привести к сбросу гусеницы. В итоге для лунохода был выбран колесный вариант, танковая независимая подвеска с продольным качанием рычагов. Трансмиссия же была сильно упрощена за счет применения оригинального решения – мотор-колеса, при котором каждое колесо объединялось с отдельным тяговым электромотором.

Земное происхождение

Услышав о моем дежавю, Павел Воробьев смеется: «Несмотря на то что у нас тоже применяются мотор-колеса и ровер может "по-танковому" развернуться на месте, мы точно не вдохновлялись луноходами. Просто задачи у них похожие: ездить по поверхности, где рано или поздно столкнешься с препятствием – бордюром или сугробом. Хотя прототипов было много – более 20 вариантов подвески. И гусеницы рассматривались. Можно создать платформу, которая будет преодолевать что угодно. Но тут должен быть разумный компромисс».

Дизайн. 24 эскизных варианта первых роверов. Больше, чем прототипов первых луноходов.

Ровер получил шесть ведущих колес со встроенными электромоторами и балансирную подвеску двух передних осей. В первых поколениях роботов использовали готовые мотор-колеса от гироскутеров, но в один прекрасный день их сняли с производства. К тому же в мокрую погоду они часто выходили из строя из-за недостаточной влагоизоляции и вдобавок крепились крайне неудобно. Поэтому в прототипах второй версии ровера моторы спрятали внутрь корпуса, передавая крутящий момент с помощью системы шкивов и ремней. Решение оказалось неудачным: моторы были тяжелыми, габаритными и дорогими, варианты с редуктором тоже стоили недешево, при этом имели меньшую надежность и высокий уровень шума; моторы, расположенные внутри корпуса, перегревались, а преодоление препятствий ухудшилось. В итоге вернулись к изначальной схеме. Нашли поставщика хороших, стабильных и герметичных мотор-колес с удобным способом крепления. А рессорно-балансирную подвеску перенесли на две задние оси: такой робот лучше преодолевает бордюры. Получили роверы и сезонную резину – как раз во время моего визита нескольким роботам меняли летние шины на зимние.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Наиболее интересные выступления из конференции CG Event

Популярная механика
Из Парижа в эпатаж Из Парижа в эпатаж

Интерьер, сочетающий в себе неоклассику и современный эпатажный стиль

SALON-Interior
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Бразилия, дорогая реклама и курсы от блогеров: каким стал рынок образования в 2021-м Бразилия, дорогая реклама и курсы от блогеров: каким стал рынок образования в 2021-м

О трендах, сложностях и будущем онлайн-образования в России

Forbes
Не рокот космодрома Не рокот космодрома

Как и зачем строят космодромы

Популярная механика
5 самых громких существ на планете 5 самых громких существ на планете

В мире есть животные и насекомые, которые своим звуком могут оглушить вас

Популярная механика
В темноте и за углом В темноте и за углом

Зрение военного времени

Популярная механика
Удивительные факты о фильме «Любовь и голуби», который хотели запретить в СССР Удивительные факты о фильме «Любовь и голуби», который хотели запретить в СССР

Как снимался фильм «Любовь и голуби» и почему мог вообще не выйти в прокат

Cosmopolitan
«Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку «Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку

Российская армия приняла на вооружение артиллерийского монстра

Популярная механика
20 лучших продуктов, худеть с которыми одно удовольствие 20 лучших продуктов, худеть с которыми одно удовольствие

Процесс похудения — это не только физические нагрузки, но и правильное питание

Cosmopolitan
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
“От разговоров о цвете обоев я как выжатый лимон” “От разговоров о цвете обоев я как выжатый лимон”

Смогут ли женщины найти поддержку друг в друге?

Psychologies
В ожидании космического отпуска В ожидании космического отпуска

Самые реальные варианты космического туризма

Популярная механика
На душе вьюга: 12 фильмов, от которых станет тепло На душе вьюга: 12 фильмов, от которых станет тепло

Фильмы, от которых станет светлее и легче на душе

Esquire
Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
О чем не стоит забывать? О чем не стоит забывать?

Одна маска хорошо, а две — теплее

GQ
Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Сможем ли мы создать искусственную гравитацию в космосе Сможем ли мы создать искусственную гравитацию в космосе

Сможем ли мы создать искусственную гравитацию, и какие у нас есть варианты?

Популярная механика
Электрический сноуборд Электрический сноуборд

Настало время познакомиться с модным зеленым сноубордом ELIQ на электротяге

Популярная механика
Зачем нужна зима? Зачем нужна зима?

Преодолеть зиму и стать лучше

GQ
Иван Васильевич меняет биографию Иван Васильевич меняет биографию

Как физики расследуют преступления, совершенные сотни лет назад?

Популярная механика
5 горнолыжных курортов, где можно отлично покататься 5 горнолыжных курортов, где можно отлично покататься

Cнега хватит всем!

Лиза
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Угощать хлебом-солью, прыгать через костер, мести пол от порога — разбираем смысл славянских верований Угощать хлебом-солью, прыгать через костер, мести пол от порога — разбираем смысл славянских верований

Зачем прыгать через горящий костер? Почему гадать лучше в бане?

Популярная механика
Место в мире Место в мире

Чтобы найти свою планету в огромной Вселенной, нужно знать точный адрес

ТехИнсайдер
Самуил Маршак против Владимира Ленина Самуил Маршак против Владимира Ленина

Доктор Фрикен — совсем другой Маршак, нежели тот, к которому мы привыкли

Дилетант
Из Дубая – на Марс Из Дубая – на Марс

Оригинальная российская технология конструкторов пробивает себе дорогу

Популярная механика
Почему закладывает уши и может ли это быть опасно Почему закладывает уши и может ли это быть опасно

Когда стоит беспокоиться, если заложило ухо, и как с этим бороться

РБК
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Несравненный Несравненный

Журналист объясняет, как из мальчика вырос мужчина, который называет себя львом

GQ
Открыть в приложении