Экскурсия в инженерный центр беспилотных технологий «Яндекса»

Популярная механикаHi-Tech

Внуки лунохода

Наконец это случилось – меня пригласили в инженерный центр беспилотных технологий «Яндекса» на Аминьевское шоссе. Тот самый, где проектируют и собирают беспилотные автомобили и роботов-доставщиков.

Текст: Александр Грек

Попав внутрь, я долго не мог избавиться от дежавю: казалось, что уже бывал в похожем месте. И в конце концов вспомнил: почти 20 лет назад я провел день на марсодроме в НИЦ им. Бабакина в Химках, где разрабатывались советские луно- и марсоходы. На небольшом полигоне, засыпанном песком, навечно застыли прототипы внеземных роботов – именно их мне напомнили полуразобранные доставщики «Яндекса». С этой аналогии мы и начали разговор о роверах третьего поколения с директором по продукту беспилотных технологий «Яндекса» Павлом Воробьевым.

СССР – родина планетоходов

Планетоходная промышленность зародилась в нашей стране в 1963 году, когда Сергей Королев озаботился средствами передвижения космонавтов по Луне. Разработку лунного шасси поручили ленинградскому ВНИИТрансмашу, который исторически занимался танками. Прежде всего следовало решить вопрос, какой принцип движения использовать. Рассматривались десятки вариантов движителей – от экзотических роторно-винтовых и прыгающих до шагающих и гусеничных, но реальными были признаны только два: гусеницы и колеса. Гусеницы оказывали более низкое давление на грунт и обеспечивали меньшую массу шасси при равной проходимости. Однако гусеничный привод страдает классической танковой болезнью, так называемой расклинкой: если между ведущим или направляющим колесом и гусеницей попадет камень или грунт, это может привести к сбросу гусеницы. В итоге для лунохода был выбран колесный вариант, танковая независимая подвеска с продольным качанием рычагов. Трансмиссия же была сильно упрощена за счет применения оригинального решения – мотор-колеса, при котором каждое колесо объединялось с отдельным тяговым электромотором.

Земное происхождение

Услышав о моем дежавю, Павел Воробьев смеется: «Несмотря на то что у нас тоже применяются мотор-колеса и ровер может "по-танковому" развернуться на месте, мы точно не вдохновлялись луноходами. Просто задачи у них похожие: ездить по поверхности, где рано или поздно столкнешься с препятствием – бордюром или сугробом. Хотя прототипов было много – более 20 вариантов подвески. И гусеницы рассматривались. Можно создать платформу, которая будет преодолевать что угодно. Но тут должен быть разумный компромисс».

Дизайн. 24 эскизных варианта первых роверов. Больше, чем прототипов первых луноходов.

Ровер получил шесть ведущих колес со встроенными электромоторами и балансирную подвеску двух передних осей. В первых поколениях роботов использовали готовые мотор-колеса от гироскутеров, но в один прекрасный день их сняли с производства. К тому же в мокрую погоду они часто выходили из строя из-за недостаточной влагоизоляции и вдобавок крепились крайне неудобно. Поэтому в прототипах второй версии ровера моторы спрятали внутрь корпуса, передавая крутящий момент с помощью системы шкивов и ремней. Решение оказалось неудачным: моторы были тяжелыми, габаритными и дорогими, варианты с редуктором тоже стоили недешево, при этом имели меньшую надежность и высокий уровень шума; моторы, расположенные внутри корпуса, перегревались, а преодоление препятствий ухудшилось. В итоге вернулись к изначальной схеме. Нашли поставщика хороших, стабильных и герметичных мотор-колес с удобным способом крепления. А рессорно-балансирную подвеску перенесли на две задние оси: такой робот лучше преодолевает бордюры. Получили роверы и сезонную резину – как раз во время моего визита нескольким роботам меняли летние шины на зимние.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гонка за орбитальный кинематограф Гонка за орбитальный кинематограф

Зачем снимать кино в космосе, если есть компьютерная графика?

Популярная механика
Бюджетные правила: как грамотно экономить деньги Бюджетные правила: как грамотно экономить деньги

Правила экономии средств от инвестиционного советника

Forbes
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
Как на нас влияет одиночество: болезни и причины Как на нас влияет одиночество: болезни и причины

Длительная изоляция может определенным образом влиять на нас.

Популярная механика
Сила света Сила света

Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механика
Стала мамой от донора спермы и счастлива: как сегодня живет Лариса Черникова Стала мамой от донора спермы и счастлива: как сегодня живет Лариса Черникова

Как сложилась судьба автора "Влюбленный самолет" Ларисы Черниковой?

Cosmopolitan
Выживут только инфорги Выживут только инфорги

«Инфорги» — люди, которые придут на смену Homo Sapiens

Популярная механика
Десять забытых штрафов ГИБДД. О чем могут не знать водители Десять забытых штрафов ГИБДД. О чем могут не знать водители

Редкие штрафы ГИБДД, о которых могли не слышать даже автомобилисты со стажем

РБК
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
Мальдивы, Чили и озеро Текапо: 10 самых красивых мест на Земле с точки зрения науки Мальдивы, Чили и озеро Текапо: 10 самых красивых мест на Земле с точки зрения науки

10 точек на Земле, чья красота теперь доказана наукой

Forbes
Самолет комсомольцев Самолет комсомольцев

Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механика
Умное зеркало, распознавание шахматных партий, оцифровка фехтования: как искусственный интеллект меняет спорт Умное зеркало, распознавание шахматных партий, оцифровка фехтования: как искусственный интеллект меняет спорт

Как технологии трансформируют спортивную индустрию и меняют пользователей

Популярная механика
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Давайте опять займемся сексом Давайте опять займемся сексом

Как вернуться к доковидной норме, по крайней мере в постели

Men’s Health
Полетели Полетели

Инновационный центр «Бирюч» представил новый проект беспилотного аэротакси

Популярная механика
«Закладывается новая эпоха в мировых отношениях» «Закладывается новая эпоха в мировых отношениях»

Андрей Сушенцов о переговорах с США: «Добро пожаловать в реальность»

Эксперт
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Новая матрица Новая матрица

Когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география

Собака.ru
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Наиболее интересные выступления из конференции CG Event

Популярная механика
Тайны степфордских жен: как на самом деле жили идеальные домохозяйки Тайны степфордских жен: как на самом деле жили идеальные домохозяйки

50-е года в США были особым временем

Cosmopolitan
«Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку «Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку

Российская армия приняла на вооружение артиллерийского монстра

Популярная механика
7 самых известных слепых знаменитостей 7 самых известных слепых знаменитостей

Как люди с частичным или полным отсутствием зрения изменили мир

Maxim
В темноте и за углом В темноте и за углом

Зрение военного времени

Популярная механика
Мода, наркотики, йога: как менялась внешность Кейт Мосс за последние 30 лет Мода, наркотики, йога: как менялась внешность Кейт Мосс за последние 30 лет

Как менялась внешность культовой модели Кейт Мосс 1990-х за последние 30 лет

Cosmopolitan
Транспорт будущего Транспорт будущего

Вот уже шесть лет мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами

ТехИнсайдер
Свежая юмористическая фантастика: 3 яркие книги, на которые стоит обратить внимание Свежая юмористическая фантастика: 3 яркие книги, на которые стоит обратить внимание

Сегодня мы хотим рассказать вам про три очень забавные серии фантастических книг

Популярная механика
Мы — дети голубой галактики Мы — дети голубой галактики

Ольга Сильченко: галактиками я занимаюсь всю жизнь, начиная с третьего курса

Наука и жизнь
Скорая праздничная помощь: как избавиться от изжоги и тяжести в животе Скорая праздничная помощь: как избавиться от изжоги и тяжести в животе

Как устранить последствия праздничных перееданий и что делать, чтобы их не было

Cosmopolitan
Она и он Она и он

В бунинском «Деле корнета Елагина» практически ничего не придумано

Дилетант
Как интегрировать цифровой мир с реальным Как интегрировать цифровой мир с реальным

Управляющий директор «Цифры»: как цифровизация меняет промышленность

Эксперт
Открыть в приложении