Бразилия, дорогая реклама и курсы от блогеров: каким стал рынок образования в 2021-м
В 2021 году характерными особенностями российского онлайн-образовательного рынка стали выход игроков за рубеж, почти двукратный рост выручки онлайн-курсов от независимых авторов, «пугающее» увеличение стоимости интернет-продвижения и неминуемая консолидация. Об этих и других трендах, сложностях и будущем онлайн-образования в России в колонке для Forbes рассуждают CEO платформы для создания онлайн-курсов GetCourse Сергей Михайлов и директор по развитию онлайн-университета SkyPro Михаил Свердлов.
Если в 2020 году EdTech-рынок находился в стрессе от неожиданного прихода массовой аудитории, то 2021 год стал более ровным. Сохранился хороший рост: по оценкам агентства Smart Ranking, которое ежеквартально составляет рейтинг крупнейших EdTech-компаний, в 2021 году этот рынок вырос на 80% против 113%-ного роста в 2020-м. Но крупные компании почувствовали, что аудитория конечна, и пришли к необходимости выстраивать действительно качественный и нужный продукт, а также еще активнее выходить за рубеж.
Образование без границ
Российские игроки продолжают захватывать другие рынки: около трети участников рейтинга крупнейших EdTech-компаний уже работают за рубежом. По результатам III квартала 2021 года, их общий «внешний» оборот составил почти 1,5 млрд рублей, а вложения в экспорт российского EdTech стали одним из самых ярких инвестиционных трендов этого года.
В январе EBAC Online — бразильская онлайн-школа, запущенная российскими предпринимателями — получила $1,5 млн от сооснователя Qiwi Сергея Солонина. Всего в этом году стартап привлек $12,5 млн. В феврале Winter Capital Partners и РФПИ вложили $10 млн в детскую школу «Алгоритмика», ожидая, что «совместные инвестиции позволят компании продолжить международную экспансию и вывод качественного российского продукта на ключевые рынки». В июле та же Winter Capital Partners совместно с несколькими другими фондами приобрела долю в GetCourse за $50 млн. Как минимум четверть этих средств будет направлена на международное развитие.
По количеству стран присутствия и доле зарубежной выручки среди российских EdTech-компаний, по данным Smart Ranking, уже некоторое время лидируют детские школы по математике, программированию и иностранным языкам. В 2021 году они продолжили экспансию: «Алгоритмика» запустилась в восьми новых странах, а Kodland начала работать в Малайзии, Индонезии и Аргентине.
Особое внимание российских компаний в 2021 году привлек бразильский рынок. Помимо активно развивающегося на нем EBAC Online, о выходе на него сообщил онлайн-университет Skillbox, который приобрел 90% местной онлайн-школы Mentorama. GetCourse тоже выбрал Бразилию одной из первых стран для международной экспансии.
Новое качество
В 2021 году с ростом интереса к онлайн-образованию изменились и ожидания рынка: игрокам пришлось всерьез задуматься о качестве своих образовательных продуктов. Студенты становятся более опытными в обучении и требовательными к качеству контента, форматам и сопровождению. Онлайн-университет Skypro провел опрос среди 2200 респондентов со всей России в возрасте от 20 до 38 лет и выявил главные недостатки онлайн-обучения. По мнению респондентов, это отсутствие гарантий качества обучения (44%) и недостаточная компетенция преподавателей (27%).