Одним махом
Гиперзвуковые технологии меняют мир
Первая в мире по-настоящему гиперзвуковая ракета «Циркон» в очередной раз поразила морскую цель. На этот раз ее запустил фрегат северного флота «Адмирал флота советского союза горшков»; ранее то же самое сделала многоцелевая атомная подлодка проекта 885 «Северодвинск», стрелявшая в надводном и подводном положении.
В военном ведомстве испытания признали успешными, а министр обороны Сергей Шойгу прямо заявил, что ракета в ближайшее время будет принята на вооружение. Впрочем, это уже не так важно – важнее понять, как Россия оказалась «впереди планеты всей» в области гиперзвуковых технологий.
Число гиперзвука
Современные западные летательные аппараты – самолеты, вертолеты и даже крылатые ракеты – движутся на комфортных дозвуковых скоростях. В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных аэродромов, на каждом из которых базируется до 58 ударных самолетов F/A-18 и 8 вертолетов, 4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения E-2, 4 самолета радиоэлектронного противодействия EA-6, 2 транспортных самолета C-2, 8 противолодочных вертолетов SH-60. Ужасная сила, противостоять которой можно только еще большей.
Именно такой и стала советская концепция «асимметричного ответа». Она предполагала создание ракет, способных на сверхзвуковых скоростях прорваться через этот бастион мощи и предотвратить применение кораблями противника своего боевого арсенала. Задача для 1970-х годов немыслимая – однако, как оказалось, решаемая. Занималось этим проектом НПО машиностроения из подмосковного Реутова. Именно благодаря его генеральному конструктору Владимиру Челомею, не побоявшемуся сложных технических вопросов, наш флот получил стратегическое преимущество перед американскими авианосцами: была создана серия сверхзвуковых крылатых ракет с «каменными» именами: «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Гранит», «Оникс» и, наконец, «Циркон» – все они гарантировали и гарантируют недопущение прямого военного столкновения с США или иным противником. Сегодня это особенно актуально: системы ПВО/ПРО развиваются и уже могут перехватывать как дозвуковые, так и сверхзвуковые цели, но вот гиперзвуковые все еще нет.
В феврале 2019 года президент Владимир Путин заявил, что ракета «Циркон» разгоняется до 9 М и способна преодолеть 1000 км. Если перевести эти данные в более наглядные цифры, можно сказать, что, например, на полет от Москвы до Ростова-на-Дону ей потребуется всего пять минут, тогда как на автомобиле, поезде или самолете дорога займет многие часы. На выставке-форуме «Армия-2021» Минобороны подписало контракт с АО «ВПК "НПО машиностроения"» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») на поставку партии этих изделий.
Хорошо забытое
Для наших конструкторов – что в 1970-е, что сегодня – гиперзвук не является какой-то уникальной технологией. Еще на заре становления Стратегических ядерных сил было понятно, что ядерные боеголовки, выведенные баллистическими ракетами в космос, будут падать в атмосферу на гиперзвуковых скоростях – 10 км/с. Наш многоразовый космический аппарат «Буран» входил в плотные слои атмосферы со скоростью 25 М – практически в три раза быстрее «Циркона». В 1990-е в рамках российско-немецкого эксперимента до гиперзвука удалось разогнать крылатую ракету Х-22 «Буря» выпуска 1968 года. Для этого ей всего лишь потребовалось поставить дополнительный маршевый двигатель.
Но суть не в этом. Все описанные эпизоды связаны с тем, что аппарат разгоняют, то есть всегда присутствует носитель, который способен подготовить изделие к стремительному старту. Самый яркий пример – комплекс «Кинжал»: аэробаллистическая ракета, аналог сухопутного «Искандера», размещенная под брюхом истребителя-перехватчика МиГ-31. Самолет сам по себе летит со скоростью 2000 км/ч. Ему достаточно набрать скорость, сделать «горку» и сбросить боеприпас, чтобы тот включил собственный двигатель и уже сам вышел на гиперзвуковой режим полета. Перехватить такую ракету сегодня не в силах ни одна система ПВО/ПРО: они такие снаряды просто физически не видят.