Как и зачем строят космодромы

Популярная механикаНаука

Не рокот космодрома

Текст: Роман Фишман

Аэропорт Восточный еще не достроен, и добираться до космодрома приходится из Благовещенска, это километров двести. Несколько часов в автобусе тянутся бесконечно: местность за окном однообразная и ровная, как стол, только облака над ней высокие, полукруглые. Зато эта широкая плоскость очень удобна для космических запусков, поиска и сбора первых ступеней стартующих ракет. А ведь именно за этим мы и приехали в Приамурье – понаблюдать за стартом, узнать, как и зачем строят космодромы.

Окно

Уже больше полувека главным «окном в космос» для отечественной космонавтики остается Байконур (№ 1 на карте «Все космодромы Галактики»). Он расположен в казахской степи, на 45°55’ северной широты – примерно как Краснодар. Благодаря этому стартующие отсюда ракеты получают значительно больший импульс от вращения Земли, чем, скажем, из Плесецка в Архангельской области (№ 2 на карте). Ведь чем ближе к экватору, тем выше скорость движения планеты вокруг оси: на полюсе она практически нулевая, а уже на широте 50° достигает 1000 км/ч. Удачное расположение позволяет снизить расход топлива и выводить больше полезной нагрузки – особенно если речь идет о самых востребованных орбитах с небольшим наклонением. Именно поэтому большинство космодромов мира жмутся к экватору, а старты производят в направлении вращения Земли.

Плоскость

Единственное существенное исключение из этого правила – израильский полигон Пальмахим (№ 3 на карте). Из-за опасности падения отработавших ступеней ракет на территории недружественных, а то и враждебных стран запуски отсюда выполняются в сторону Средиземного моря, на запад. У Байконура такой проблемы нет: к востоку от космодрома лежит малонаселенная и ровная степь, где падающие ракетные блоки практически неопасны для людей и политической обстановки. Остатки токсичного гептила – топлива, на котором работают легендарные тяжелые носители «Протон» и которое раз за разом попадало в природу, – руководителей советской космонавтики интересовали мало. Проблемной ситуация стала лишь после распада СССР и перехода Байконура Казахстану.

С конца 1990-х экологические и экономические вопросы эксплуатации космодрома начали подниматься все чаще, и Россия стала опасаться, что не сможет надолго сохранить контроль над ним. А ведь потеря основного «окна в космос» – вопрос не только престижа и технологий, но и государственной безопасности. Такие соображения подстегнули, с одной стороны, разработку ракетного семейства «Ангара» с двигателями, работающими на «чистом» керосине, а с другой – поиски площадки для нового, теперь уже собственного гражданского космодрома. Ровная плоскость Приамурья стала одним из главных аргументов: стартующие на восток ракеты могут сбрасывать отработавшие ступени безопасно – в малонаселенной местности или еще дальше, в Охотском море.

На время хранения и подготовки ракеты-носителя к запуску поверхности сопел ее двигателей закрывают защитными чехлами ярко-красного цвета.

Дорога

Станция Циолковский – последняя у охраняемого въезда на территорию космодрома. Здесь находится одноименный городок, где живут люди, которые строят и эксплуатируют Восточный. При СССР город назывался Углегорском, и, по словам местных жителей, каждый день отсюда выходил караван груженных углем грузовиков. А ночью машины возвращались с грузом обратно: никаких разработок в окрестностях не велось – легенда служила прикрытием для работы секретной ракетной военчасти. В 1996 году часть была расформирована, а на ее месте образован 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны Свободный (№ 4 на карте). В следующие несколько лет отсюда произвели пять запусков в интересах как российских военных, так и зарубежных коммерческих заказчиков.

В середине нулевых, когда речь зашла о необходимости полноценной замены Байконуру, Свободный сразу оказался фаворитом. Конечно, космодром находится довольно далеко от основных центров ракетостроения, Подмосковья и Самары. Каждый «Союз» сюда приходится везти из Поволжья в 13 спецвагонах, преодолевая 6500 км примерно за 18 дней. Но это не слишком большая проблема: во-первых, сейчас производство ракет уже налаживают поближе к Амурской области, в омском НПО «Полет»; во-вторых, благодаря высокой транспортной связности возить сюда самые массивные ракетные блоки можно будет по воде, Северным морским путем. В скорой перспективе на космодроме откроют и собственный аэропорт, а авиаконструкторы уже анонсировали модифицированный грузовик Ил-96-500Т, в фюзеляже которого смогут размещаться даже блоки-модули ракет «Ангара».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Как плавание укрепляет память и делает нас моложе Как плавание укрепляет память и делает нас моложе

Как плавание влияет на мозг?

Популярная механика
Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
Классика времен «Сухого закона»: 5 самых крутых винтажных коктейлей Классика времен «Сухого закона»: 5 самых крутых винтажных коктейлей

От любимого коктейля Аль Капоне до напитка, которым дорожил Джон Стейнбек

Playboy
Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Монстры не против пришельцев: грозит ли старым и новым звездам конфликт поколений Монстры не против пришельцев: грозит ли старым и новым звездам конфликт поколений

Проблемы отцов и детей обошли старых и новых звезд стороной

Forbes
Одежда – новая литература Одежда – новая литература

Ближайшие 15 лет мода затронет не только гардероб, но и дополненную реальность

Популярная механика
Египтологи воссоединили хранившиеся на разных континентах отрывки из Книги мертвых Египтологи воссоединили хранившиеся на разных континентах отрывки из Книги мертвых

Американские египтологи соединили две части древнеегипетского артефакта

N+1
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
После ограбления сжечь После ограбления сжечь

Как удалось провернуть самое крупное ограбление в истории США?

GQ
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Бойцовский клуб: почему мужчин с детства учат драться? Бойцовский клуб: почему мужчин с детства учат драться?

Почему мужчина обязательно должен уметь драться?

Playboy
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Сервер на колесах: каким будет транспорт будущего Сервер на колесах: каким будет транспорт будущего

Рано или поздно беспилотный транспорт станет повседневной реальностью

Популярная механика
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
А дома лучше А дома лучше

История любви модели Жени Катавы и ее избранника

Tatler
Гонка за орбитальный кинематограф Гонка за орбитальный кинематограф

Зачем снимать кино в космосе, если есть компьютерная графика?

Популярная механика
Углеводное чередование: сжигаем килограмм жира за неделю Углеводное чередование: сжигаем килограмм жира за неделю

Хочешь быстро похудеть, но так, чтобы твои мышцы не пострадали?

Cosmopolitan
Созвездие рекламы Созвездие рекламы

Почему разработчики ионных двигателей занялись проектом космической рекламы

Популярная механика
Жены и мужья звезд сериала «Год культуры»: Бондарчука, Медынич, Яценко и других Жены и мужья звезд сериала «Год культуры»: Бондарчука, Медынич, Яценко и других

Личная жизнь актеров, сыгравших в сериале «Год культуры»

Cosmopolitan
В поисках ядерного буксира В поисках ядерного буксира

Почему ядерные корабли до сих пор не появились?

Популярная механика
Тайные мужья, измены и разводы: личная жизнь звезд сериала «Красная королева» Тайные мужья, измены и разводы: личная жизнь звезд сериала «Красная королева»

Интересные факты из жизни звезд сериала «Красная королева»

Cosmopolitan
Выживут только блокчейны Выживут только блокчейны

Нужен ли искусству блокчейн? А если нужен, то зачем? Каковы его перспективы?

Популярная механика
Сильнее страха и отчаяния. О Филиппе Авдееве — актере, режиссере и создателе бренда «Белый шум» Сильнее страха и отчаяния. О Филиппе Авдееве — актере, режиссере и создателе бренда «Белый шум»

Филипп Авдеев о судьбе театра «Гоголь-центра» и своей собственной жизни

СНОБ
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Электроджеты, беспилотники и новое общество: зачем IT-предприниматель решил строить город будущего в США Электроджеты, беспилотники и новое общество: зачем IT-предприниматель решил строить город будущего в США

Марк Лори хочет построить самый экологичный город Америки

Forbes
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
«Условно я перерезала ленточку «женский русский рэп»: Alizade в разговоре с Playboy о сексизме в рэпе, насилии и тоннах хейта в ее адрес «Условно я перерезала ленточку «женский русский рэп»: Alizade в разговоре с Playboy о сексизме в рэпе, насилии и тоннах хейта в ее адрес

Alizade: «Считаю, от меня исходит мирный и добрый вайб. Вайб пончика».

Playboy
Как летает «Кинжал» Как летает «Кинжал»

Что такое аэробаллистическая траектория и в чем ее преимущества

Популярная механика
Drama queen. К 60-летию со дня рождения принцессы Дианы Drama queen. К 60-летию со дня рождения принцессы Дианы

О судьбе принцессы Дианы размышляет главный редактор проекта «Сноб»

СНОБ
Открыть в приложении