Своими глазами
Великобритания: Над облаками
Гигантский HAV 304 Airlander 10 получил прозвище «летающая пятая точка» не только из-за очевидного внешнего сходства с нею, но и благодаря своей непростой судьбе. Прототип создавался для отработки технологий применения гибридных дирижаблей (комбинации аэростата с самолетом) и испытывался в интересах американских ВВС. Однако после трех лет разработки заказчик отказался от дорогостоящего проекта, и с тех пор компания Hybrid Air Vehicles реализует его самостоятельно, получая поддержку от властей Великобритании и Евросоюза. Начиная с 2016 года Airlander 10 поднимался в воздух шесть раз, из них два – аварийно. Несмотря на это, создатели сочли, что базовые компоненты системы проявили себя прекрасно, и решили не заниматься восстановлением прототипа, а сразу перейти к строительству следующего дирижабля. Ожидается, что Airlander 10s сможет поднимать до 10 т полезного груза, а будущая версия станет еще больше и возьмет на борт уже до 50 т.
США: Желтая подводная лодка
Корпорация Boeing, которую мы привыкли связывать со всевозможной летающей техникой, с неменьшим успехом занимается и подводными аппаратами. Так, в 2017 году разработчики продемонстрировали сверхбольшой глубоководный беспилотник Echo Voyager длиной 15,5 м. Гибридная энергосистема позволяет роботу самостоятельно подзаряжать аккумуляторы и обеспечивает запас хода до 6500 морских миль (12 тыс. км) полностью автономного плавания под управлением интеллектуальных систем на борту. Субмарина способна самостоятельно выйти из порта базирования и вернуться на место после завершения работы несколько месяцев спустя. Ее грузовой отсек вмещает до 56,6 кубометра оборудования и позволяет проводить длительные и сложные исследовательские или военные миссии. В феврале 2019 года Boeing получил от американского ВМФ заказ на производство четырех субмарин Orca на платформе Echo Voyager – модификации, адаптированной для подводной разведки и противолодочной борьбы.