Одна из самых больших промышленных машин на Земле

Популярная механикаHi-Tech

«Голиаф», строитель танкеров

Текст: Олег Макаров. Фото: Олег Кугаев

0:00 /
766.36

Да это целая улица! По ней и автомобиль смог бы проехать. Идешь по широкому променаду длиной 230 м и видишь с высоты тонущие в дымке сопки, город, расположившийся у их подножия, а с другой стороны – слегка покрытую льдом бухту и океан. Но здесь не место для прогулок и не смотровая площадка. Просто мы взобрались на хребет одной из самых больших промышленных машин на Земле.

Это гигантский козловой кран «Голиаф», который уже год работает на территории стапельного цеха судостроительного комплекса (ССК) «Звезда», что находится в городе Большой Камень Приморского края. До Владивостока по прямой 20 км, но петляющая между сопок дорога заставит намотать все 110. Здешнюю бухту советские кораблестроители начали осваивать сразу после войны, в 1946 году, и созданное тогда предприятие продолжает существовать и выполнять свои задачи. Но ССК «Звезда» – проект совсем новый. Это высокотехнологичный судостроительный кластер, который уже работает, но еще продолжает строиться. Ведь речь, по сути, идет о новой отрасли российской экономики.

Верхняя «палуба» крана «Голиаф» это целая улица, по которой мог бы проехать автомобиль. На заднем плане – основная тележка и дополнительный сервисный кран, используемый при обслуживании машины

Флот для Арктики

Когда сравнивают промышленность СССР и нынешней России, выводы бывают обычно не в пользу последней. И действительно, советский индустриальный потенциал был в значительной степени утрачен. Однако если говорить о гражданском судостроении, то тут позиции СССР никогда и не были особенно сильны. В частности, наши верфи не выпускали крупнотоннажных наливных судов: первую скрипку в транспортировке углеводородов всегда играли трубопроводы, а за моря-океаны мы нефть в больших количествах не возили. Гигантские танкеры создавали французы, японцы, норвежцы со шведами, а сегодня тема почти монополизирована южнокорейскими судостроителями. Но кое-что в последние годы поменялось. Глобальное потепление открыло более благоприятные перспективы коммерческого использования Северного морского пути, добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе. Ведется разработка крупного газового месторождения на Ямале, откуда сжиженный природный газ отправляется покупателям морским транспортом. И стало понятно: для эффективного экономического освоения Арктики стране нужен танкерный флот ледового класса, а также новые ледоколы и суда обеспечения. И все это должно быть построено в России. Решение о создании судостроительного кластера принято Правительством РФ, а осуществляет проект консорциум коммерческих организаций во главе с АО «Роснефть» – одним из главных потребителей продукции верфи.

Строительство современного крупнотоннажного судна – это великое множество операций по металлообработке. На выходе – тяжелые секции, собираемые воедино с помощью уникальных кранов. Блок корпусных производств. В этом цехе стандартные элементы металлического проката превращаются в детали будущих судов. Большая часть техники роботизирована

Поскольку советского задела для строительства тяжелой морской техники не осталось – ни стапелей, ни оборудования для спуска на воду – все пришлось начинать с нуля. И оснащать новую верфь специальным, подчас уникальным оборудованием. Крупнотоннажные суда, те же танкеры и газовозы, строятся сегодня методом сборки из заранее смонтированных крупных блоков. Эта технология требует очень точного позиционирования друг относительно друга крупногабаритных сочленяемых элементов, и, главное, необходима техника, которая способна перемещать огромную массу металла с места на место. Вот для этого и потребовался кран «Голиаф». Эта передвигающаяся по рельсам на участке 500 м П-образная конструкция на двухстоечных опорах достаточно высока (110 м), чтобы под ее «мостом» поместился корпус большого судна. Максимальная грузоподъемность машины (1200 т) позволяет оперировать на стапеле очень крупными блоками. Для сравнения: ни одна другая российская верфь не располагает кранами грузоподъемностью свыше 500 т.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальный Рейх Глобальный Рейх

Что, если бы страны «оси» победили во Второй мировой войне

Naked Science
Цифровая фобия. Что пугает россиян в искусственном интеллекте Цифровая фобия. Что пугает россиян в искусственном интеллекте

Интернет-пользователи не верят в справедливость искусственного интеллекта

Forbes
Гибкое время Фабиана Офнера Гибкое время Фабиана Офнера

Как по частям собрать момент, которого никогда не было

Популярная механика
«Я сам себе придумываю ядерное топливо» «Я сам себе придумываю ядерное топливо»

Актер Александр Кузнецов снимается много, причем у самых ярких режиссеров

OK!
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Крым, Донбасс, ЕС: что обещают Украине фавориты президентской гонки Крым, Донбасс, ЕС: что обещают Украине фавориты президентской гонки

Главное из программ пяти ключевых участников президентских выборов на Украине

Forbes
Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
Успеть увидеть в театре: 10 спектаклей-открытий «Золотой маски» Успеть увидеть в театре: 10 спектаклей-открытий «Золотой маски»

Гид на национальному театральному фестивалю

Forbes
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Альфа-самки: 10 вещей, которых они не потерпят в отношениях Альфа-самки: 10 вещей, которых они не потерпят в отношениях

«Альфа-самка» для многих звучит странно, а то и оскорбительно

Psychologies
Полет над красной пустыней Полет над красной пустыней

Инопланетная авиация возможна, вот только аппараты придется сделать специальными

Популярная механика
Сапоги гоу-гоу: что такое Go-Go Boots и как носить эту обувь Сапоги гоу-гоу: что такое Go-Go Boots и как носить эту обувь

Зарождении тренда на сапоги, в которых было модно танцевать

Cosmopolitan
Большие самолеты, большие данные Большие самолеты, большие данные

В этом году концерну Airbus исполнилось 50 лет

Популярная механика
Феномен абсолютного зла, или почему третий сезон «Настоящего детектива» получился не хуже первого Феномен абсолютного зла, или почему третий сезон «Настоящего детектива» получился не хуже первого

На HBO завершился третий сезон «Настоящего детектива»

Esquire
Великая пустота Великая пустота

Самые большие объекты во вселенной заполнены ничем

Популярная механика
Заряд в массы Заряд в массы

Загадываем желание — мы впервые за рулем городского электробуса Mercedes-Benz

Quattroruote
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
Вьетнам, окройся! Вьетнам, окройся!

Сколько бы раз вы ни были в Азии, понять, изучить, привыкнуть к ней невозможно

Домашний Очаг
Как из автомата сделать конфетку Как из автомата сделать конфетку

Можно ли улучшить автомат Калашникова?

Популярная механика
«Как я победила клаустрофобию» «Как я победила клаустрофобию»

Боязнь закрытого пространства — один из самых распространенных страхов

Psychologies
Ледяной кулак Ледяной кулак

«Неубиваемая» морская база внутри плавучего айсберга

Популярная механика
Заряди батарею! Заряди батарею!

Весна — самое время «поколдовать» над скучными радиаторами

Лиза
Изображая голод Изображая голод

Имитаторы эффектов ограничения калорий – что это за вещества

Популярная механика
Перемены неизбежны Перемены неизбежны

Мода будущего: одежда из 3D-принтера, отказ от меха и экзоскелеты

Grazia
Без конвоя Без конвоя

Калифорнийский стартап строит грузовые дроны для полетов на все континенты

Популярная механика
Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире

Boeing 747 отметил в этом году полувековой юбилей

Популярная механика
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
Как носить верхнюю одежду в клетку Как носить верхнюю одежду в клетку

С чем сочетать пальто, тренч и куртку с самым популярным узором

GQ
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
Поворот на Запад: как заработать на валютных облигациях Поворот на Запад: как заработать на валютных облигациях

Большой госдолг правительства США — это возможность, а не риск для инвесторов

Forbes
Открыть в приложении