«Голиаф», строитель танкеров

Одна из самых больших промышленных машин на Земле

Популярная механикаHi-Tech

«Голиаф», строитель танкеров

Текст: Олег Макаров
Фото: Олег Кугаев

0:00 /
766.36

Да это целая улица! По ней и автомобиль смог бы проехать. Идешь по широкому променаду длиной 230 м и видишь с высоты тонущие в дымке сопки, город, расположившийся у их подножия, а с другой стороны – слегка покрытую льдом бухту и океан. Но здесь не место для прогулок и не смотровая площадка. Просто мы взобрались на хребет одной из самых больших промышленных машин на Земле.

Это гигантский козловой кран «Голиаф», который уже год работает на территории стапельного цеха судостроительного комплекса (ССК) «Звезда», что находится в городе Большой Камень Приморского края. До Владивостока по прямой 20 км, но петляющая между сопок дорога заставит намотать все 110. Здешнюю бухту советские кораблестроители начали осваивать сразу после войны, в 1946 году, и созданное тогда предприятие продолжает существовать и выполнять свои задачи. Но ССК «Звезда» – проект совсем новый. Это высокотехнологичный судостроительный кластер, который уже работает, но еще продолжает строиться. Ведь речь, по сути, идет о новой отрасли российской экономики.

Верхняя «палуба» крана «Голиаф» это целая улица, по которой мог бы проехать автомобиль. На заднем плане – основная тележка и дополнительный сервисный кран, используемый при обслуживании машины.

Флот для Арктики

Когда сравнивают промышленность СССР и нынешней России, выводы бывают обычно не в пользу последней. И действительно, советский индустриальный потенциал был в значительной степени утрачен. Однако если говорить о гражданском судостроении, то тут позиции СССР никогда и не были особенно сильны. В частности, наши верфи не выпускали крупнотоннажных наливных судов: первую скрипку в транспортировке углеводородов всегда играли трубопроводы, а за моря-океаны мы нефть в больших количествах не возили. Гигантские танкеры создавали французы, японцы, норвежцы со шведами, а сегодня тема почти монополизирована южнокорейскими судостроителями. Но кое-что в последние годы поменялось. Глобальное потепление открыло более благоприятные перспективы коммерческого использования Северного морского пути, добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе. Ведется разработка крупного газового месторождения на Ямале, откуда сжиженный природный газ отправляется покупателям морским транспортом. И стало понятно: для эффективного экономического освоения Арктики стране нужен танкерный флот ледового класса, а также новые ледоколы и суда обеспечения. И все это должно быть построено в России. Решение о создании судостроительного кластера принято Правительством РФ, а осуществляет проект консорциум коммерческих организаций во главе с АО «Роснефть» – одним из главных потребителей продукции верфи.

Строительство современного крупнотоннажного судна – это великое множество операций по металлообработке. На выходе – тяжелые секции, собираемые воедино с помощью уникальных кранов. Блок корпусных производств. В этом цехе стандартные элементы металлического проката превращаются в детали будущих судов. Большая часть техники роботизирована.

Поскольку советского задела для строительства тяжелой морской техники не осталось – ни стапелей, ни оборудования для спуска на воду – все пришлось начинать с нуля. И оснащать новую верфь специальным, подчас уникальным оборудованием. Крупнотоннажные суда, те же танкеры и газовозы, строятся сегодня методом сборки из заранее смонтированных крупных блоков. Эта технология требует очень точного позиционирования друг относительно друга крупногабаритных сочленяемых элементов, и, главное, необходима техника, которая способна перемещать огромную массу металла с места на место. Вот для этого и потребовался кран «Голиаф». Эта передвигающаяся по рельсам на участке 500 м П-образная конструкция на двухстоечных опорах достаточно высока (110 м), чтобы под ее «мостом» поместился корпус большого судна. Максимальная грузоподъемность машины (1200 т) позволяет оперировать на стапеле очень крупными блоками. Для сравнения: ни одна другая российская верфь не располагает кранами грузоподъемностью свыше 500 т.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Формула «воздух» Формула «воздух»

В 2020 году должны пройти первые гонки летающих автомобилей

Популярная механика, сентябрь'19
Водородная кругосветка Водородная кругосветка

Кругосветное путешествие катамарана Energy Observer

Популярная механика, август'19
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант, сентябрь'19
Я иду тебя искать Я иду тебя искать

Отчаялись найти любовь в реале и решили попытать счастья в Интернете?

StarHit, март'19
Audi A8: Горе от ума Audi A8: Горе от ума

Всем хороша «восьмерка» от Audi: красива, комфортабельна и быстроходна

АвтоМир, март'19
Три мушкетера Три мушкетера

Семейные секреты парижского ателье Camps de Luca

The Rake, март'19
Прожигатели жизни Прожигатели жизни

Жители Валенсии ежегодно 19 марта сжигают в ритуальных кострах миллионы евро

Вокруг света, апрель'19
Булава предорогая Булава предорогая

Президентская гонка на Украине выходит на финишную прямую

Огонёк, март'19
Пастухи и частушки Пастухи и частушки

Адвокат Добровинский говорит правду о прозе своей прошлой жизни

Tatler, апрель'19
Бирюзовая куртка Supreme и Stone Island – ваша новая универсальная вещь Бирюзовая куртка Supreme и Stone Island – ваша новая универсальная вещь

Для тех, кто устал от черного и темно-синего

GQ, март'19
Перекрестный вопрос Перекрестный вопрос

Как избежать наказания за остановку на «вафельнице»

АвтоМир, март'19
Робин Райт Робин Райт

Робин Райт завершила съемки культового сериала «Карточный домик

Playboy, март'19
Золотошвейный покров с ликом святого Зосимы: неожиданная находка антропологов Золотошвейный покров с ликом святого Зосимы: неожиданная находка антропологов

Группой учёных было сделано удивительное открытие

National Geographic, март'19
Взломай меня (если сможешь) Взломай меня (если сможешь)

Нужен ли биохакинг тебе?

Cosmopolitan, апрель'19
Немолочное молоко наступает на ЗОЖ Немолочное молоко наступает на ЗОЖ

Рынок растительных напитков пытается привлечь потребителей за счет молока

Эксперт, март'19
Оюб Титиев получил 4 года колонии Оюб Титиев получил 4 года колонии

Вынесен приговор руководителю грозненского отделения «Мемориала»

РБК, март'19
Именем короля Именем короля

Что же скрыто среди тысячи слоев «Наполеона»

Добрые советы, апрель'19
Восточные мудрости Восточные мудрости

Тренд на J‑Beauty — уход за кожей по японской системе — переживает ренессанс

Glamour, апрель'19
Как выглядеть умнее в разговоре Как выглядеть умнее в разговоре

Публичные выступления — это всегда стресс

Maxim, март'19
Качай кино Качай кино

Как менялся образ крепкого парня в истории кино

Men’s Health, апрель'19
Видит будущее Видит будущее

Патриция Бамби о футуризме, эпохе диджитал и переменах в моде

Grazia, март'19
Большая ракета Илона Маска Большая ракета Илона Маска

Сверхтяжелая ракета Big Falcon Rocket готовится вытеснить все прошлые разработки

Популярная механика, апрель'19
Томас Винтерберг: «Храбрость этих ребят поразила и тронула меня» Томас Винтерберг: «Храбрость этих ребят поразила и тронула меня»

Герой этого номера Grazia – кинорежиссер – имеет целую коллекцию наград

Grazia, март'19
Весна! Лето! Весна! Лето!

Больше никаких маст-хэвов и тенденций сезона!

Собака.ru, март'19
Бегущий по лезвию Бегущий по лезвию

ЗОЖ этот ваш — бег на месте, считает Анастасия Рябцова

Tatler, апрель'19
«Я живу по понятиям!» «Я живу по понятиям!»

Певица Maruv приобрела сумасшедшую популярность в короткие сроки

OK!, март'19
Mercedes-AMG A35: солнечный зайчик Mercedes-AMG A35: солнечный зайчик

Тридцать лет назад самый доступный из AMG уделал бы даже Lamborghini!

Maxim, март'19
Что нового в школе, дочка? Что нового в школе, дочка?

Я не понимаю, почему моя умница-дочка пляшет под дудку своих одноклассниц

Лиза, март'19
Бегемот убивает антилопу: видео Бегемот убивает антилопу: видео

Бегемоты питаются не только растениями – это факт

National Geographic, март'19
Есть такая профессия Есть такая профессия

Женщинам до сих пор непросто конкурировать с мужчинами в арт-индустрии

Grazia, март'19