На крыльях Сухого
Конструкторское бюро Павла Сухого рождалось дважды, не без проблем и препятствий продвигало свои новаторские проекты, но в конце концов разработало для военно-воздушных сил нашей страны целое семейство боевых самолетов – от штурмовиков до многофункциональных истребителей 5-го поколения. В этом году легендарному КБ исполняется 80 лет.
К 1939 году, с которого принято отсчитывать биографию ОКБ, Павел Осипович Сухой уже зарекомендовал себя опытным авиаконструктором, работавшим под руководством А. Н. Туполева, в частности, над такими машинами, как АНТ-25 (вспомним трансполярный перелет в Америку Чкалова). Постановлением правительства от 29 июля 1939 года П. О. Сухой назначается главным конструктором и вместе с бригадой, которую от возглавлял, переводится на завод № 135 в Харьков для налаживания производства ближнего бомбардировщика ББ-1, с декабря 1940 года – Су-2. С этого времени и можно вести отсчет поколений «сушек». Су-2 был произведен в количестве 893 штук и воевал до 1944 года, будучи особо ценимым в качестве корректировщика артогня. «Самолет выпускался не только в Харькове (оттуда производство пришлось эвакуировать), – говорит Вячеслав Николаевич Зенкин, заместитель главного конструктора, – но и в подмосковном Долгопрудном на заводе, предназначенном изначально для производства дирижаблей, а затем в Перми. Кстати, именно в Долгопрудном Павел Сухой познакомился с главным технологом завода – Евгением Ивановым, ставшим на долгие годы правой рукой знаменитого конструктора».
Первые реактивные
В годы войны КБ Сухого вело разработку Су-6 – штурмовика, который, однако, при всех своих многочисленных достоинствах так и остался в виде двух опытных экземпляров. После окончания войны уже на заводе в Тушино (тогда еще Подмосковье) Сухой начал работы по самолетам с реактивными двигателями. Су-9 (К) поднялся в воздух с силовыми установками, являвшими собой клоны немецких Junckers. Су-11 (ЛК) потянули в небо уже советские турбореактивные двигатели ТР-1, разработанные под руководством Архипа Люльки. На двигателях, спроектированных в ОКБ А. М. Люльки, боевые машины «Су» летают до сих пор.
На истребителе-бомбардировщике Су-9 (К) впервые в СССР применили бустеры, снимающие нагрузку с ручек управления самолетов. Было создано первое катапультное кресло (пока как развитие немецкой конструкции). В КБ проектировали перехватчики Су-15 и Су-17, но… все эти индексы в конце концов достались совершенно другим боевым машинам. В 1949-м КБ Сухого было расформировано.
Стрела и треугольник
Однако в 1953 году о таланте Сухого вновь вспомнили. Его вновь назначают главным конструктором. В августе 1953-го возрожденное КБ получает задание на разработку и постройку двух типов истребителей: фронтового и истребителя-перехватчика. В конце концов развитие получили две темы: проект фронтового истребителя С-1 со стреловидным крылом и проект перехватчика Т-3 с треугольным крылом. Обоим проектам была суждена долгая и плодотворная жизнь. С-1 стал родоначальником семейства истребителей Су-7 – Су-17 (последний уже с крылом изменяемой стреловидности). Су-7 стал первым советским самолетом, развившим сверхзвуковую скорость свыше 2000 км/ч и поднявшимся на высоту более 20 000 м. В разных модификациях Су-7 строился в Комсомольске-на Амуре, поставлялся на экспорт в социалистические и развивающиеся страны. Линейка перехватчиков, пошедшая от Т-3 – Су-9, Су-11, Су-15, напротив, предназначалась для внутреннего пользования и производилась в Новосибирске. Эти машины, что особенно интересно, были интегрированы в автоматизированные комплексы перехвата. На Су-9 было установлено несколько рекордов высоты и скорости полета, которые были побиты лишь МиГ-25 – более тяжелой и энерговооруженной машиной.