Как уникальный опыт России поможет продвинуться в изучении Арктики

Популярная механикаHi-Tech

Робот-буровик и атомный катамаран

Текст: Олег Макаров

Интерес к Арктике как к почти незатронутой кладовой природных ресурсов сегодня весьма велик и постепенно нарастает. Свои программы изучения и хозяйственного освоения северных морей имеют не только наши основные конкуренты – США, Канада и страны Скандинавии, но даже государства, не располагающие непосредственным выходом к арктической зоне. В этой ситуации в силу своего уникального положения в регионе Россия не может себе позволить быть «на уровне» – она должна быть первой!

Во многих отношениях так оно и есть. У нашей страны есть уникальный опыт работы дрейфующих научных полярных станций, мы располагаем единственным в мире атомным ледокольным флотом, и его мощь постоянно нарастает. Но развиваться есть куда. Добыча нефти и газа, которые заключены в недрах, под дном покрытых льдом морей, требует специальных технологий и нестандартных технических решений. Кто-то, может быть, скажет, что при нынешних ценах на углеводороды разрабатывать арктический шельф слишком дорого. Сегодня это так, но конъюнктура изменчива, а разговоры о полном отказе от углеводородной экономики пока звучат как попытка выдать желаемое за действительное. Когда же придет время по-серьезному вскрыть арктическую шкатулку, готовить сани будет поздно. Ими надо заниматься уже сейчас.

«Айсберг» на дне

В 2014–2018 годах в России по инициативе АО «ЦКБ МТ "Рубин"» началась разработка проекта в интересах различных отраслевых компаний и ведомств, которые занимаются изучением хозяйственного потенциала арктической зоны. Заказчиком и куратором проекта выступил Фонд перспективных исследований. Речь идет о целом комплексе оборудования, которое даст возможность вести разведку и добычу полезных ископаемых на дне Северного Ледовитого океана. Комплекс получил название «Айсберг».

«Наш фонд, – говорит Виктор Литвиненко, заместитель руководителя направления физикотехнических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ), – берется исключительно за проекты по созданию техники, аналогов которой нет в мире. Для воспроизводства или совершенствования того, что уже имеется, есть другие организации (Минпромторг России и другие ФОИВ). Так вот, ничего подобного "Айсбергу" в мире пока нет. Существуют, например, буровые платформы с возможностью работы в условиях льдов (разумеется, со значительными ограничениями). В Мексиканском заливе работают донные буровые установки, но они могут действовать только в непосредственной связи с надводными судами или берегом и не являются энергетически независимыми. "Айсберг" – это роботизированный полностью автономный комплекс, который способен в автоматическом режиме работать под ледяным покровом на глубинах до 400 м, самостоятельно бурить и обустраивать скважины для последующей промышленной добычи нефти или газа. Единственная транспортная связка с поверхностью понадобится только для транспортировки добытого сырья на сушу или на борт танкера. Кстати, наш робот будет способен работать без участия человека не только под водой, но и в труднодоступных районах суши и даже (при определенной адаптации) на поверхности других планет».

Из реактора – в глубины

Головным предприятием-интегратором в разработке аванпроекта стало уже упомянутое ЦКБ МТ «Рубин» – кузница нашего атомного флота. Руководителем проекта выступил главный конструктор бюро Евгений Евгеньевич Торопов. Однако для такого масштабного проекта, как «Айсберг», понадобились компетенции и других высокотехнологичных предприятий России, прежде всего входящих в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Благодаря этому сотрудничеству стало возможным довольно неожиданное на первый взгляд перенесение технологий из одной отрасли в другую. Например, конструкция робота, самостоятельно бурящего скважину в морском дне и наращивающего буровую колонну новыми трубами с помощью барабанной установки, во многом позаимствована у роботизированной системы загрузки-выгрузки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) ядерных реакторов на атомных электростанциях. И в самом деле, и та и другая машина должна быть идеально приспособлена для работы в среде, исключающей

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Как правильно сочетать цвета в одежде: 8 идеальных вариантов-2020 Как правильно сочетать цвета в одежде: 8 идеальных вариантов-2020

Как сочетать одежду по цветам?

Cosmopolitan
Чем мы дышим Чем мы дышим

Как оцифровать весь воздух в городах

Популярная механика
Золотой ребенок Золотой ребенок

Как уберечь свое чадо от интернет-мошенников

Лиза
В поисках ядерного буксира В поисках ядерного буксира

Почему ядерные корабли до сих пор не появились?

Популярная механика
Угоны в России: машины увозят прямо из автосервисов Угоны в России: машины увозят прямо из автосервисов

Как пропадают автомобили и как их защитить

РБК
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
«Изменить жизнь может каждая» «Изменить жизнь может каждая»

5 лет назад Татьяна пребывала в депрессии и мечтала избавиться от лишнего веса

Худеем правильно
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Скандальные кампании и возрождение Gucci: что нужно знать о дизайнере Томе Форде Скандальные кампании и возрождение Gucci: что нужно знать о дизайнере Томе Форде

Как Том Форд привнес провокацию в мир модной рекламы и одевал Джеймса Бонда

Esquire
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Мозг отличил гадюк от неядовитых змей Мозг отличил гадюк от неядовитых змей

Реакция мозга на изображения гадюк более яркая, чем на изображения роющих змей

N+1
Эльф из Санкт-Петербурга Эльф из Санкт-Петербурга

Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга

Популярная механика
9 необычных домов, построенных великими архитекторами 9 необычных домов, построенных великими архитекторами

9 самых эксцентричных и необычных домов

Seasons of life
Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
Способность мозга определять границы событий изменилась с возрастом Способность мозга определять границы событий изменилась с возрастом

Ученые выяснили, что за определение границ событий в памяти отвечает гиппокамп

N+1
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Все пройдет, пройдет и это: о чем думать, когда все плохо Все пройдет, пройдет и это: о чем думать, когда все плохо

Каждую из нас когда-нибудь накрывали волны отчаяния

Cosmopolitan
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
Он и оно: как кофе управляет нашим организмом Он и оно: как кофе управляет нашим организмом

Все что вы хотели знать о кофе, включая «он» или «оно»

Популярная механика
Билет в один конец Билет в один конец

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
5 вещей в анкете в Тиндере, которые отпугивают девушек 5 вещей в анкете в Тиндере, которые отпугивают девушек

Пять вещей в анкете на сайте знакомств, которые отпугивают девушку

Maxim
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
Внутренняя экзотизация Внутренняя экзотизация

Анна Толстова о странной русскости Сергея Чиликова

Weekend
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Peugeot 5008. Великая французская симуляция Peugeot 5008. Великая французская симуляция

Peugeot 5008 буквально напичкан опциями

4x4 Club
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
Косточка на ноге: почему не помогли биркенштоки? Косточка на ноге: почему не помогли биркенштоки?

Проблема вальгусной деформации стопы встречается с завидным постоянством

РБК
Андрей и Люся Андрей и Люся

С 1971 года жизненные пути Елены Боннэр и Андрея Сахарова «слились»

Дилетант
Каменные джунгли Каменные джунгли

Мальдивцы стараются спасти свои леса от глобального потепления, сажая кораллы

Вокруг света
Открыть в приложении