Поддаться, чтобы наподдать: как устроено айкидо
Если у тебя в друзьях оказался маленький хилый человек в очках, не давай ему читать эту статью. Иначе он узнает про единоборство, которое позволяет быть маленьким хилым человеком в очках и при этом расправляться одной левой с человеком в контактных линзах вроде тебя.
Как все прекрасное, айкидо пришло в СССР незаконно: восточные единоборства, кроме дзюдо, были запрещены. Именно за дзюдо в 1960-х вынуждены были выдавать свои занятия первые тренеры айкидо, часть которых самостоятельно училась боевому искусству по контрабандным учебникам, часть — у сенсеев во время командировок в страны Азии и Африки.
Первые официальные тренировки «в порядке эксперимента» у нас разрешили только в 1981 году.
Япония в корне
Айкидо зародилось в 1920-х годах в Японии, когда Морихэй Уэсиба (или Морихей Уэшиба, как говорят приверженцы системы транскрипции Спальвина) после долгих лет тренировок получил степень кёдзю-дайри по традиционному японскому единоборству дайто-рю. Степень подразумевала свободное владение примерно 350 приемами и позволяла открыть собственное додзё (зал), что мастер и сделал.
С тех пор, правда, еще лет двадцать техника и философия айкидо претерпевали значительные изменения и неустанно меняли названия: уэсиба-дзюку, дайто-рю айкибудзюцу, дайто-рю айки-дзюдзюцу, дайто-рю айкидзюцу, дай-нихон асахи-рю, айой-рю айидзюдзюцу, такэмусу-айки, кобу-дзюцу, айки-будо. Привычное для нас боевое искусство стало называться, по разным данным, в 1941 или в 1942 году, а в его основу легли базовые приемы из более ранних японских единоборств, которые Уэсиба соединял и совершенствовал в соответствии со своей философией.
Считается, что на нее оказали сильное влияние учения секты омото-кё, которыми Уэсиба не на шутку проникся и навсегда разлюбил зло, агрессию, жестокость и вообще любое стремление причинять кому бы то ни было вред. «Мир и гармония на Земле могут воцариться только благодаря любви, терпимости и доброте человека», — повторял Онисабуро Дэгути, основатель религии омото-кё и друг Уэсибы. Дэгути смог убедить его составить компанию в походе во Внутреннюю Монголию, чтобы найти страну-легенду Шамбалу. Намерения были настолько серьезными, что двое друзей взяли с собой белоснежного коня (для одиозности) и группу добровольцев.
Правда, авантюристов быстро поймали, признали японскими шпионами и даже приговорили к смерти. Несчастных спасло только вмешательство японского правительства. Впрочем, пользы от Дэгути было больше, чем вреда: он помогал открывать другу школы одну за другой и на первых порах обеспечивал учениками из собственной секты. Правда, совсем скоро они не понадобятся: Уэсиба получит поддержку правительства Японии, а от желающих постичь его путь не будет отбоя.
Миру мир
«Айкидо — это не только искусство выживания в экстремальной ситуации. Это искусство жить вообще. Это искусство гармонии с энергиями, которые окружают нас — от энергии внутри тебя до энергии космоса», — говорит наш консультант, президент Федерации айкидо России Николай Егоров. Сам принцип айкидо как боевого искусства — исключительно защита, ни в коем случае не нападение. Пожалуй, это единственное единоборство, где твоя физическая сила практически ничего не значит: основа борьбы заключается в специальных приемах, которые позволяют направлять агрессию противника против него же. То есть отправлять его силу ему обратно.
Еще в айкидо не принято выяснять, кто круче, сильнее, ловчее и так далее, поскольку соперничество несет в себе если не агрессию, то дисгармонию. Единственная победа, которой ты можешь достигать в айкидо хоть каждый день, — это победа над самим собой. Для этого достаточно тренироваться и сегодня делать или лучше, или больше, чем вчера. Или просто менять свое отношение к жизни, «постоянно становиться еще немного лучше», как говорит наш консультант.
Поскольку выявление самых «крутых» не в правилах айкидо (все люди равны), проводить соревнования тоже запрещено. Исключение — специальное соревновательное направление: томики. Правда, его отношение к айкидо у приверженцев традиционных школ вызывает большие сомнения, ведь соперничество нарушает сами основы единоборства, которое существует исключительно как прикладной вид боевого искусства для выживания в реальных условиях.