Зимовье людей
Среди бескрайних и слабо освоенных просторов России до сих пор остается множество деревень и поселков, почти полностью отрезанных от мира. Расстояния до них так велики, а местность столь неблагоприятна, что эти населенные пункты проще сделать автономными, чем тянуть к ним линии электропередач. Таких в стране больше тысячи, причем не только в северных регионах – Мурманской области или полярном Урале, но и в Приморье, на Камчатке, в Забайкалье и Якутии. Отрезанные от централизованного энергоснабжения, они получают электричество от собственных генераторов, дизель для которых приходится доставлять с «большой земли».
Подавляющее большинство таких локальных электростанций проектировались и строились еще во времена Советского союза. По сегодняшним меркам они потребляют слишком много топлива и чересчур токсичны для окружающей среды. По словам главы Института арктических технологий МФТИ Юрия Васильева, такие энергосистемы крайне неэффективны, среднее потребление дизтоплива в них составляет 300–500 г на каждый киловатт-час произведенной энергии. Такие расходы выливаются в высокую стоимость электричества, значительную часть которой приходится компенсировать из регионального и федерального бюджетов.
Массовый перевод изолированных поселков и станций на собственные возобновляемые источники энергии не так прост. Солнце здесь может не подниматься над горизонтом целыми месяцами, ветры не всегда стабильны, к тому же массивные ветряки часто невозможно доставить на место вместе с нужной им тяжелой строительной техникой. Поэтому инженерам МФТИ пришлось разработать ветрогенераторы особой конструкции, которые возводятся на манер строительных кранов. К нижнему колену крепится монтажное устройство, которое устанавливает следующий блок и карабкается по нему все выше, вплоть до 30-метровой высоты, куда поднимаются гондола и ветроколесо с лопастями диаметром около 25 м.
Такие размеры задаются величиной стандартных 40-футовых грузовых контейнеров, которыми должны доставляться до цели все компоненты «арктического» ветряка и энергостанции. К началу осени 2020 года несколько таких контейнеров прибудут в ямальскую деревню Лаборовая, где живет чуть меньше 700 человек. До конца года Институт арктических технологий должен запустить здесь тестовую эксплуатацию экспериментальной гибридной электростанции, в которой возобновляемые источники энергии и литий-ионные накопители дополнят дизель-генераторы нового поколения на переменных оборотах.
Гибридная энергетика
Дело в том, что обычные дизель-генераторные установки задают частоту тока в сети (50 Гц) и должны работать на заданных стандартных оборотах (обычно 1500 об/мин), какой бы ни была реальная нагрузка. Если для промышленных предприятий с их достаточно стабильным потреблением энергии это не слишком важно, то в жилых поселках приводит к сильному перерасходу топлива. Стандартные электростанции проектируются так, чтобы обеспечивать людей энергией даже в холодные зимние месяцы. А когда отопительный сезон заканчивается, они продолжают работать, не сбавляя оборотов, тратя топливо в прежнем режиме. «Например, Лаборовая зимой требует 200–250 кВт, а в летний минимум потребление может падать до 11 кВт – разница в 20 с лишним раз», – добавляет Юрий Васильев. Новые дизель-генераторы смогут сбавлять обороты, когда это необходимо; они готовятся к отправке на Ямал уже в августе.