Выход дракона
Нынешний год должен завершиться небывалым событием: впервые в истории лидером по количеству космических запусков станет не Россия и даже не США, а Китай. Несколько лет назад такое и представить было сложно, но вот настал 2018-й – и КНР планирует завершить его на цифре в 35 стартов. А ведь еще в 2000 году их было всего пять. Как же удался Поднебесной этот впечатляющий космический рывок и что китайцы ищут там, в холодной глубине?
Принято считать, что к космической гонке Китай присоединился с большим запозданием. Но это не так: национальная космическая программа стартовала лишь на несколько лет позже лидеров. Китай достиг околоземной орбиты еще в 1970 году, однако работы в этом направлении начались на 15 лет раньше, не без помощи специалистов из СССР. Во время Корейской войны американцы всерьез угрожали Китаю ядерным ударом. Сам Великий кормчий приложил огромные усилия к тому, чтобы у его страны как можно скорее появилось такое оружие и никто не мог бы впредь безнаказанно пугать коммунистическую республику. Для этого 8 октября 1956 года была основана 5-я Академия министерства обороны, проводившая разработки, связанные с ракетной тематикой, – и именно эту дату в КНР считают началом своей космической программы. Уже в 1958 году китайские специалисты создали свою первую экспериментальную ракету, а через два года с построенного в пустынях Внутренней Монголии космодрома Цзюцюань стартовала полноценная баллистическая ракета «Дунфэн-1» («Восточный ветер»). Разумеется, эта работа опиралась на технологии, полученные от СССР, и ракета вышла почти полной копией советской Р-2 – но ведь и она, в свою очередь, заимствовала многое от немецкой «Фау-2»...
Советские специалисты могли бы еще многое рассказать Китаю о ракетостроении, но случившийся тогда кризис в отношениях наших стран оставил Поднебесную с этой задачей один на один. Тем не менее секретные документы склонны «утекать», и следующая модель «Дунфэн-2» получилась ну очень похожей на советскую Р-5. Лишь затем китайское ракетостроение начало действительно самостоятельное развитие. Космической державой страна стала 24 апреля 1970 года, при помощи ракеты «Чанчжэн-1» (CZ-1) успешно доставив на орбиту свой первый спутник.
Алеющий восток
Как и наш «Спутник-1», «Дунфан Хун–1» («Алеет восток») не нес никакой полезной нагрузки и лишь транслировал на Землю мелодию одноименной песни. Тем не менее в общем зачете Китай стал пятой страной, запустившей в космос спутник, обидно пропустив на четвертое место Японию: разработчикам из Поднебесной не хватило всего нескольких недель, чтобы обойти своих вечных соперников. Но поражение было неприятным, и следующие этапы развития китайской космической программы продвигались ни шатко ни валко: не имея четкой цели, разработчики, казалось бы, продолжали совершенствовать носители, запускать аппараты, но понемногу, один-два в год. Нельзя сказать, что программа не работала, просто развитие шло без спешки, в удобном Китаю того времени темпе.
По-настоящему серьезное событие произошло лишь в 1990 году, когда состоялся первый коммерческий запуск, и ракета CZ-3 доставила на орбиту спутник AsiaSat-1. Вопреки распространенному мнению,аппарат был создан не Китаем, а американской компанией Hughes и первоначально назывался Westar 6. На старте просто решили попиариться и, переименовав его, запустили из Поднебесной. Однако после этого события китайская космическая программа начала меняться. Китай активно вкладывается в покупку доступных космических технологий, в том числе у России и Украины, исповедуя опробованный метод – копирование. Метод этот отлично работал и в СССР, работает и в России, так что вряд ли стоит упрекать в склонности к заимствованиям именно Китай.