От «Дня сурка» до «Интерстеллара»: 33 лучших фильма о временных петлях
Playboy объясняет разницу между двумя типами «временной петли» в научной фантастике и представляет 33 лучших фильма, основанных на этих приемах.
Playboy объясняет разницу между двумя типами «временной петли» в научной фантастике и представляет 33 лучших фильма, основанных на этих приемах.
Чтобы полноценно рассказать о фильмах с разнообразными «временными петлями», нужно в первую очередь определиться с терминами. Есть по меньшей мере два варианта этого сюжетного хода, которые довольно сильно отличаются друг от друга.
Классическая «петля времени» — это любые сюжеты, напоминающие «День сурка». То есть, герой хотя бы несколько раз проживает один и тот же отрезок времени, чему-то учится и чаще всего вырывается из замкнутого круга благодаря новым знаниям. Такие истории, как правило, больше похожи на магический реализм, чем на научную фантастику. Хотя иногда, как в «Исходном коде» или «Грани будущего», происходящее могут объяснять псевдонаучной лексикой.
Совсем другое дело — «причинно-следственная петля», когда повторяющаяся последовательность событий является взаимной причиной друг друга. Подобная ситуация обычно обусловлена наличием машины времени или другого аналогичного предмета. Джон Коннор посылает в прошлое солдата, который станет его отцом. Гарри Поттер из будущего спасает свою предыдущую версию от дементоров. Брюс Уиллис оказывается тем самым человеком, смерть которого он видел в детстве. В общем, вы поняли.
Парадоксальность подобных событий разные философские школы рассматривают по-разному (существуют три основные гипотезы — множественных вселенных, центрального наблюдателя и защиты временной последовательности), но в эту тему мы углубимся как-нибудь в следующий раз.
Пока же представляем подборку лучших полнометражных картин, где есть хотя бы один из вариантов временной петли.
ВНИМАНИЕ: ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Классическая петля (как в «Дне сурка»)
1. «Глубокой ночью» (1945)
Пожалуй, первое появление «классической» петли времени в мировом кинематографе, почти на полвека опередившее сам «День сурка». Антология из пяти рассказов, объединенная общим сюжетом, под конец оказывается сказкой про белого бычка: очнувшийся от кошмарного сна главный герой вновь едет в зловещую усадьбу, чтобы повторить уже показанные на экране события.
2. «Зеркало для героя» (1987)
Перестроечный фильм Владимира Хотитенко умудряется совместить временную петлю с обычным путешествием во времени. Протагонист из 80-х здесь попадает в послевоенное прошлое, и уже в этом прошлом раз за разом проживает один и тот же день. На удивление смелый фантастический эксперимент для жесткого реалистичного кино о судьбе страны и разрыве поколений.
3. 12:01 PM (1990, а также ремейк 1993 года «Двенадцать ноль одна пополуночи»)
В обоих фильмах в петлю времени попадает весь мир, но только главный герой помнит все «витки». Разница в том, что в оригинальной короткометражке петля длится всего час, а история завершается довольно страшно, в духе «Сумеречной зоны» и «Черного зеркала», а в ремейке у протагониста есть целые сутки, и все решено в куда более светлых тонах.
4. «День сурка» (1993)
Бессмертная классика с Биллом Мюрреем о невыносимом и эгоистичном телеведущем, попавшем во временную петлю и лишь после сотен повторений неудачного дня осознавшем, что можно жить не только для себя.
Фильм, чье название стало нарицательным, породил целую череду пародий и подражаний: молодежная комедия «Хочу. Не могу» о зацикленной преждевременной эякуляции, шведский «Снова голый» о просыпающемся в лифте молодожене, его американский ремейк «Голышом» с Марлоном Уэйенсом, российский «День хомячка» с участниками команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта», итальянский ремейк «Уже вчера», сразу три рождественских версии сюжета («Бесконечное Рождество», «Рождество каждый день» и «12 рождественских свиданий»), «Последний день лета» о тяжелом расставании с детством, а также комедийный хоррор «Счастливого дня смерти», о котором мы расскажем ниже.
5. «Беги, Лола, беги» (1998)
Революционный для своего времени проект немецкого режиссера Тома Тыквера, в котором главная героиня использует дополнительные жизни, как в компьютерных играх, может считаться одним из главных сокровищ нашего списка. Завораживающий бег наперегонки со временем, непредсказуемые сюжетные повороты и фотоистории будущего каждого встреченного персонажа принесли «Лоле» 25 различных наград и сделали Франку Потенте мировой звездой.
Также существует фильм «И пришла Лола», ненавязчиво содравший у Тыквера как фабулу, так и имя героини, но совершенно не сумевший наполнить эту форму содержанием.
6. «Спасение» (Salvage, 2006)
Один из самых эффектных примеров использования тропа, даром что фильм микробюджетный — снятый за жалкие 200 тысяч долларов. Молодая девушка Клэр Паркер раз за разом становится жертвой маньяка Дюка Десмонда, погибая ужасными способами, постепенно открывая еще более чудовищную правду о себе, Десмонде и месте, где они находятся.
7. 1408 (2007)
В экранизации Стивена Кинга об одержимом номере отеля персонаж Джона Кьюсака подвергается мучительным испытаниям в течение часа, после чего ему предлагают выбор: повторять этот час до бесконечности или воспользоваться «быстрой выпиской» (то есть, покончить собой). Кьюсак выбирает третий вариант.
8. «Треугольник» (2009)
Мистический триллер, повествующий о том, как жестоко время играет с людьми, и как меняются сами люди, когда им надо защитить себя и своих близких. Молодая мать-одиночка с четырьмя друзьями после кораблекрушения оказывается на таинственной яхте, где маньяк в маске убивает ее спутников. Его удается победить, но смерть убийцы оказывается только началом долгого и чудовищного путешествия во времени...