Половое воспитание. Нужно ли разговаривать с детьми о сексе
Как в эпоху диджитализации и доступности любой информации разговаривать с детьми о сексе и отношениях — и нужно ли вообще это делать, разбирается Катерина Мурашова
После выхода материала о подростковой любви мне пришел отклик от Светланы из Москвы — очень интересное, на мой взгляд, письмо, в котором затрагивается близкая к предыдущей, важная и достаточно дискуссионная тема.
Привожу текст письма с небольшими сокращениями:
«Здравствуйте, Екатерина Вадимовна!
Любовь, безусловно, прекрасная вещь, может быть, самая прекрасная из всего, что есть на свете. Но вот очень было бы интересно узнать: что вы скажете о сексуальном или половом воспитании и просвещении детей? Ведь в значительной части от него зависит то, как они себя будут вести, когда станут подростками и взрослыми людьми, как будут строить любовные, а потом и супружеские отношения. Кто и когда, на ваш взгляд, должен это делать, с чего следует начинать и чем и когда заканчивать? Какова здесь в условиях интернета роль родителей и есть ли она вообще?
Этот вопрос меня волнует. Моему сыну сейчас пять лет. Я воспитываю его одна. Кто-то, может, скажет: рано тебе о таком думать, сын маленький еще. А я думаю. Потому что моя подруга, которая в таком же, как и я, семейном положении, недавно застала сына девяти лет за просмотром извращенной порнографии в интернете. Она читала много книг по психологии и не стала его ругать, а купила хорошую и дорогую книжку с картинками, где все подробно объясняется, и хотела ее с ним вместе рассмотреть и все ему объяснить, а он ей сказал: «Мама, спасибо, но я все это уже давно знаю, и мне с тобой неловко о таком говорить, давай не будем». Она тогда ему книжку, как прочитала в какой-то статье по психологии, оставила, чтобы он, может, сам все посмотрел, но потом видит: он ее к ней в комнату принес и на полку с другими книгами тихонько поставил. Она его спрашивает: «Почему так?» А он ей: «Ко мне же друзья приходят — увидят. Я этого не хочу».
Значит, получается, в ее случае уже поздно что-то предпринимать? А когда же вовремя и как об этом разговаривать?
В период моего взросления мама мне обо всем этом не рассказывала приблизительно ничего. Тогда я об этом не думала, а теперь считаю, что это было неправильно. Может, если бы я от родной мамы узнала побольше, сделала бы потом в своей любовной и сексуальной жизни поменьше ошибок и претерпела меньше всяких неловкостей. Мы с мамой после прочтения вашего материала (мы обе каждый понедельник читаем вас уже много лет) поговорили, и она призналась, что когда-то думала о том, чтобы со мной поговорить, но поскольку и с ней ее родители никогда о таком не разговаривали, то она просто не нашла слов и махнула рукой — пусть все идет как идет.
Но, может, это естественно — родителям с детьми о таком не разговаривать, если это воспроизводится из поколения в поколение? Узнают же как-то все. Хотелось бы узнать ваше мнение».
Тема, безусловно, важная. Светлана, на мой взгляд, абсолютно правильно поставила вопрос: от воспитания и просвещения детей в этой области очень многое зависит в обществе и жизни взрослых.
Как же сейчас обстоят дела с просвещением подростков? Первое, что приходит на ум, — это, конечно, интернет: здесь есть все что угодно по любой теме, читай и смотри, пока не надоест.
Однако качество найденной информации и тем более ее хотя бы приблизительное соответствие возрасту — насколько ребенок понимает, что он увидел или прочел, — вызывают сомнение. Это во-первых.
Во-вторых, со всеми, так сказать, «техническими» аспектами секса и вообще межполовыми отношениями неразрывно и органически связана психология. Понимание эмоций и психологических механизмов ну вот просто никак не станет доступно ребенку из интернета. Попробуйте сами в качестве эксперимента так сформулировать запрос, чтобы в ответ вам выпал грамотный и доступный литературно-психологический анализ повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (на мой взгляд, в русскоязычной литературе это одно из самых тонких и психологически точных произведений, описывающих пробуждение подростковой сексуальности).