На партийном девичнике
Жизнь кремлёвского ребёнка предполагает если не ежедневные, то частые встречи с обитателями ареопага и членами их семей. С кем приходилось общаться? Чем запомнились собеседники? Расспрашиваем Нину Хрущёву, внучку советского лидера, вошедшего в историю как инициатор «оттепели».
Дедушку и бабушку, Нину Петровну, я при власти не застала. — Никиту Сергеевича Хрущёва сняли в 1964 году — поэтому с никакими обитателями ареопага я не общалась. Но один раз во дворе дома №26 по Кутузовскому проспекту видела Викторию Петровну Брежневу. Она мне показалась милой и симпатичной женщиной. Мама подтвердила это, сказав, что и Виктория Петровна, и дочь Брежневых Галина — добрые люди, а Виктория Петровна до отставки дедушки очень дружила с Ниной Петровной.
Когда в 1971 году умер Никита Сергеевич, обнаружилось, что они с бабушкой не были расписаны. Вполне в революционном духе Надежды Крупской, считавшей брак «цепями прошлого». Но без этих «цепей» у Нины Петровны после смерти мужа хотели всё отобрать — квартиру, дачу и другие преимущества «кремлёвки». И тогда Виктория Петровна и Галина Брежневы практически подняли скандал, заявив Леониду Ильичу и Косыгину: «Вы что, с ума сошли? Они всю жизнь прожили вместе! И все знают, что Нина Петровна его жена». И бабушке всё оставили. Так что у меня очень приятные впечатления от Виктории Петровны. А от Леонида Ильича не такие. Он как-то похлопал меня по щеке и спросил: «Как жизнь, девочка?» Я ничего на это не ответила, но потом эту щёку долго в гневе тёрла…
Много позднее я встречалась с Раисой Максимовной Горбачёвой, когда она уже не была «первой леди». Я тогда хотела писать книгу про жён советских лидеров и её интервьюировала. Она всё ещё пребывала в шоке после Фороса 1991 года, их временного заточения, когда чуть было не случился путч. Во время нашего полуторачасового разговора Михаил Сергеевич был с нами и отвечал практически на все вопросы, касавшиеся роли Раисы Максимовны при первом президенте СССР. Я увидела и почувствовала совершенно потрясающие нежность, любовь и понимание. Невероятно!
— Можно ли считать Вашу бабушку, Нину Петровну, первой кремлёвской женой, оказавшейся в роли «первой леди»?
— У нас тогда не было института «первых леди», но Нина Петровна во многих отношениях была новатором. Так, впервые она сопровождала Хрущёва во Францию и в Соединённые Штаты с собственной программой. Конечно, неверно сравнивать её с Раисой Максимовной. Нина Петровна считала своей партийной задачей, цитирую её, «быть женой первого секретаря Коммунистической партии и показывать коммунизм с человеческим лицом». Её называли «международной бабушкой». Когда в 1960 году Хрущёвы были во Франции, она ездила по школам в маленьких городах вокруг Парижа. У меня есть фотографии, где вокруг взлётной полосы растащили заграждения и к ней пытаются прикоснуться люди, показывают ей фотографии внуков. Они с ней чем-то делятся, а она их внимательно слушает.
А Раиса Максимовна всё-таки была уже настоящей «первой леди». Она представляла женщин Советского Союза, у неё был паритет с Михаилом Сергеевичем, своя политическая роль. У Нины Петровны тоже была политическая роль, но на домашнем всё-таки фронте.
В 1961 году Нина Петровна с Хрущёвым поехала в Вену — заканчивать холодную войну. У жён была своя программа, в частности, модный показ. Жаклин Кеннеди, женщина элегантная, предпочитавшая французский стиль, вежливо, но без особого интереса смотрела на то, что им показывали. Нина Петровна это почувствовала и подыграла своей визави, сказав, что высокая мода, конечно, очень интересна, но на ней это всё порвётся. И показала на свою фигуру. Они посмеялись, и этот смех их сдружил, они начали разговаривать про свои семьи. Так выяснили, что обе потеряли новорождённых детей и на этом очень сблизились. У них потом уже отношений не было, потому что всё-таки была холодная война, но они друг к другу очень хорошо относились. Когда в 1963 году Кеннеди убили, бабушка Нина должна была, по протоколу, написать Жаклин формальную телеграмму. Но она собралась и поехала в резиденцию американского посла в Спасо-хаус подписывать книгу соболезнований,