Поговорим как взрослые: как научиться избегать конфликтов
Наши действия часто подчинены не свободной воле, а сценарию, заложенному родителями в детстве. К такому выводу пришел американский психотерапевт Эрик Берн, открыв миру понятие транзактного анализа, или анализа взаимодействий. Какие действия повышают взаимопонимание между нами, а какие приводят к конфликту? Объясняет психолог.
Сообразить на троих
Изучая закономерности нашего повседневного взаимодействия, Эрик Берн доказал: контактируя между собой, люди проявляют лишь одну из доминирующих субличностей, или, как он это охарактеризовал, эго-состояний.
По набору черт мышления и поведения Берн выделил три эго-состояния и дал им условные названия: Родитель, Взрослый и Дитя. В той или иной жизненной ситуации эти субличности проявляются в нас спонтанно и управляют нашими действиями. В том числе в общении с окружающими. Порой эти проявления бывают неадекватны ситуации и приводят к конфликтам.
Как понять, какое именно эго-состояние сейчас доминирует?
С помощью наблюдения за вербальными и невербальными средствами общения
- Субличность Родитель обращается к окружающим в повелительном наклонении: требует, осуждает или одобряет, учит, руководит, помогает, критикует, хмурит брови и скрещивает руки на груди. Мышление Родителя полюсное и оценочное. Главная его функция — сохранение традиций, опыта предков, правил и устоев.
- Субличность Дитя либо подчиняется и приспосабливается, испытывая чувство вины, либо протестует и капризничает, украшая свою речь детской невербаликой: дрожанием губ, пожиманием плеч, смехом или плачем.