Город с видом на Арарат: каким был задуман Ереван 100 лет назад
В издательстве «Слово» выходит в свет книга «Ереван. Биография города» журналиста и писателя Марка Григоряна. C разрешения издательства Forbes Life публикует главу из книги про город, который играет серьезную роль в настоящем моменте российской истории
На утвержденном в апреле 1924 года генеральном плане Таманяна можно видеть, как три кольцевые улицы опоясывают центральную часть города. Эти улицы сначала так и назывались: Первая кольцевая, Вторая кольцевая и Третья кольцевая. Сейчас, конечно, они называются иначе: это Московская (наверное, по аналогии с Бульварным и Садовым кольцами Москвы), Исаакяна и Корюна (в советское время она успела побывать улицей Кирова). Слово «кольцевая» — «շրջանային» — осталось лишь в неофициальном названии перекрестка улиц Абовяна и Корюна, где находится здание Медицинского университета.
В центре генплана выделяются два композиционных узла: площадь вокруг Народного дома и главная площадь (бывшая Ленина, сейчас Республики). Эти две площади соединяются прямым Северным проспектом. Ось, которую составляет Северный проспект, ненадолго прерывается у площади Республики (там он должен был упираться в так и не построенный большой купол вестибюля Дома правительства), а потом, уже как Южный проспект, продолжается до Вокзальной площади. Открывается эта ось на Арарат.
Северный проспект в районе площади Республики пересекается Главным проспектом. На самом деле это не проспект, а бульвар. Он должен был играть роль диаметра, соединяющего противоположные стороны кольца. Собственно, это и есть один из немногих элементов говардовского города-сада, оставленный Таманяном. Северный и Главный проспекты пересекаются не под прямым углом. Зато почти под прямым углом к Главному проспекту идет цепочка площадей.