Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБКHi-Tech

Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

Автор: Алексей Ведерников

Одним из главных технотрендов на ближайшую перспективу российские и зарубежные эксперты называют метавселенные. Полноценных виртуальных миров пока не существует, но серьезных базовых метапроектов уже предостаточно. Они открывают очень интересные возможности и, как черные дыры, притягивают к себе внимание сотен тысяч людей и многомиллиардные капиталы.

От метапроектов к метавселенным

Всерьез о метавселенных заговорили лишь пару лет назад, хотя само это слово появилось еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». В книге речь шла о виртуальном мире, в который заходят реальные люди. В нем они могут взаимодействовать со всем, что их окружает, а также друг с другом.

На ум сразу приходят многопользовательские онлайн-игры, но возможности метавселенных в теории гораздо шире — это слияние цифрового и физического миров. Тут можно развлекаться, учиться, трудиться, творить, здесь своя экономика и даже свои «законы физики». Метавселенная бесконечна, работает непрерывно и постоянно меняется за счет действий пользователей, число которых не ограничено.

Лучшие реализации идеи показаны в фильмах «Первому игроку приготовиться» (2018) и «Главный герой» (2021). Матрица из одноименного фильма — это, кстати, тоже метавселенная. Просто там она не дает обычным людям новый опыт, а имитирует знакомый мир, чтобы скрыть пугающую реальность.

Однако полноценной метавселенной до сих пор не существует. Ее создание — крайне сложная задача даже для очень богатой компании. Слишком много всего нужно охватить: от средств для погружения (сейчас это виртуальная и дополненная реальности — VR и AR) до разработки абсолютно всех внутренних аспектов и управления ими.

Сейчас социальные сети существуют отдельно друг от друга, а игровой образ персонажа, например из игры Dota 2, нельзя перенести в World of Warcraft. Даже Fortnite, который из всех игровых проектов дальше всех ушел в сторону метаконцепции, пока еще далеко не метавселенная, а такой же метапроект. Ключ к переходу на следующий уровень — взаимодействие, которого пока нет. Без объединения метапроектов метавселенной не получится.

Все только начинается: в деле серьезные игроки

Вполне возможно, что именно на это хочет сделать ставку генеральный директор Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и создатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг. Его бизнес не создает процессоры и компьютеры, не продает товары, но объединяет огромное число людей и знает о них если не все, то очень многое. А еще холдинг Цукерберга владеет брендом Oculus, который занимает почти треть мирового рынка VR-гарнитур. В конце 2021 года Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) объявила о планах нанять 10 тыс. разработчиков со всего мира для своего метапроекта Horizon Worlds.

В режиме бета-теста он работает с декабря. На данный момент это не единый мир, а наборы комнат, каждая из которых рассчитана максимум на 20 участников. В них можно общаться, вместе создавать объекты и определять механику их работы, задавая базовый код в качестве основы.

Свой собственный метапроект есть у NVIDIA, но компания ориентируется не на развлечения, а на работу. Суть платформы Omniverse в том, чтобы дать возможность профессионалам разного профиля творить совместно. Грубо говоря, это Google Docs для специалистов по компьютерной графике и 3D-художников. Все вместе заходят в один проект, видят изменения в реальном времени и могут работать над ним с разных компьютеров и с помощью разного софта. Последнее стало возможно как раз благодаря унифицирующей технологии — Pixar USD.

Нечто среднее между этими двумя подходами в качестве своего пути выбрала Microsoft. Ее метаплатформа Mesh — это тоже комнаты с виртуальным окружением, но пользователи в них уже отображаются не в виде мультяшных или игровых аватаров, как в Horizon Worlds, а как фотореалистичные модели. Для погружения в мир Mesh также нужно использовать VR-гарнитуру, но здесь фокус пока не столько на развлечениях, сколько на совместной работе рядовых офисных сотрудников, например при проведении совещаний.

Хотя в Mesh и Omniverse уже есть коммерческая составляющая — их разработчики стали продавать свои решения клиентам, — большие деньги не здесь, а там, где метапроекты напрямую связаны с криптовалютой. В The Sandbox игрокам доступен мир, где используются три вида сущностей: криптовалюта SAND, создаваемые объекты ASSETS и «земля» LAND, на которой объекты можно размещать.

Для понимания масштабов «цифровых ценностей» достаточно вспомнить, что в конце 2021 года кто-то отдал эквивалент $650 тыс. в криптовалюте за виртуальную яхту, а самый дорогой проданный участок «земли» оценивается в $4,3 млн. Аналогичным образом работает проект Decentraland, только тут уже другая валюта и больше возможностей: помимо владения виртуальными землями можно участвовать в различных мероприятиях.

Конечно, ни один из этих проектов и их многочисленных аналогов не похож на полноценную метавселенную, хотя и соответствует многим ее базовым принципам. Однако оба они являются показательным примером того, как работает децентрализованная метаэкономика. Кстати, в январе этого года магазин H&M запустил продажи виртуальной одежды в похожем на упомянутые выше решения метапроекте Ceek City. Виртуальные концерты и даже открытия виртуальных посольств тоже были.

Впрочем, нет гарантии того, что The Sandbox и Decentraland не повторят судьбу запущенного в 2002 году проекта Second Life. Там тоже была своя валюта, бренды открывали виртуальные представительства. Число пользователей на пике популярности доходило до 15 млн, и за десять лет они потратили здесь несколько миллиардов реальных долларов. Но теперь цифровые города заброшены и практически никому не нужны.

Свою собственную метавселенную уже разрабатывает китайский интернет-гигант Baidu. Предполагается, что в Xi Rang (в переводе «Земля надежды») в одном пространстве смогут находиться до 100 тыс. человек одновременно. Уже изначально заявлены такие возможности этого мира, как игры, развлечения, обучение, реклама и выставки. Интересно, что виртуальный мир решили сделать в форме ленты Мёбиуса, а вот никакого блокчейна и никакой экономики внутри, по задумке разработчиков, не будет. Власти страны не терпят конкуренции на этом поле.

Свой шаг в сторону метавселенных сделала и владеющая TikTok компания ByteDance. В январе этого года она запустила приложение Paidui Dao («Остров для вечеринок»), в котором сочетаются возможности социальной сети, цифровые аватары пользователей и виртуальные комнаты, где можно делать что-либо одному или же вместе с другими людьми.

В России тоже ведутся разработки метавселенных. Пожалуй, наиболее показательный проект — Sensorium Galaxy. Если все получится, то это будет многопользовательская VR-платформа с несколькими локациями. Пока их две. Prizm — мир концертов и электронной музыки, Motion — мир движений и танцев. Без цифровых аватаров пользователей, конечно, дело тоже не обошлось.

Новый опыт и новые риски

Метавселенные — это не только новые возможности и следующий шаг в развитии интернета, но и новые опасности. Первые тревожные звоночки уже прозвучали. Так, неназванная девушка, принимавшая участие в бета-тестировании Horizon Worlds, написала в закрытой группе проекта о том, что столкнулась с виртуальным домогательством. После этого разработчикам пришлось спешно вводить функцию запрета на слишком близкое приближение аватаров пользователей друг к другу.

Но дело не в функции, а в том, что даже в цифровом месте нашлось место насилию. И чем реальнее выглядит окружение, тем тяжелее психике. Когда прототипы метавселенных станут более массовыми, мы наверняка еще услышим о множестве похожих историй, связанных с враждебными и агрессивными высказываниями. А возможно, даже и действиями. На заре соцсетей все тоже ждали от них только хорошего.

Еще одна потенциальная проблема кроется в том, что метавселенная может оказаться настолько хорошей, что многим из нее не захочется выходить. Главный герой фильма «Первому игроку приготовиться» живет в трейлере в трущобах огромного перенаселенного города и отдает все свое время VR-игре OASIS. В ней он не подросток, а практически супергерой. В какой-то степени это можно даже сравнить с хикикомори — так в Японии называют людей-затворников, которые стремятся к максимальной изоляции от общества.

Разумеется, никуда не денется и проблема мошенничества, если расчеты в метавселенных будут вестись в валюте, которую так или иначе можно

конвертировать в реальные деньги. На новый уровень выйдут проблемы с безопасностью персональных данных: больше датчиков и точек входа — больше потенциальных уязвимостей. Открытым остается и вопрос защиты детей от вредной для них информации.

Однако куда все это нас приведет, пока неизвестно. Но что уже точно понятно, так это то, что человечество уже на пути к метавселенным и в ближайшее время вряд ли с него свернет.

«Большой взрыв» 2022

Наиболее заметные метавселенные года

Decentraland

  • Разработчик: Decentraland Foundation (США)
  • Год создания: 2017
  • Статус: открыта для всех с 2020 года
  • Что можно делать: исследовать мир, общаться, создавать объекты, торговать ими и участками
  • Число пользователей: > 500 000

Sensorium Galaxy

  • Разработчик: Sensorium Corporation (Каймановы острова, по факту Россия)
  • Год создания: 2019
  • Статус: закрытый бета-тест
  • Что можно делать: наслаждаться музыкой и танцами
  • Число пользователей: неизвестно

The Sandbox

  • Разработчик: Animoca Brands (Китай)
  • Год создания: 2018
  • Статус: альфа-версия
  • Что можно делать: играть, общаться, создавать объекты, владеть участками, торговать
  • Число пользователей: > 500 000

Omniverse

  • Разработчик: NVIDIA (США)
  • Год создания: 10 ноября 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: совместно работать над сложными проектами
  • Число пользователей: неизвестно

Mesh

  • Разработчик: Microsoft (США)
  • Год создания: апрель 2021-го
  • Статус: предварительная версия
  • Что можно делать: общаться и совместно работать
  • Число пользователей: неизвестно

Xi Rang

  • Разработчик: Baidu (Китай)
  • Год создания: декабрь 2021-го
  • Статус: прототип
  • Что можно делать: неизвестно, но экономики точно не будет
  • Число пользователей: предположительно, 100 000

Horizon Worlds

  • Разработчик: Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms (США)
  • Год создания: 9 декабря 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: играть, посещать события, общаться, менять мир
  • Число пользователей: 300 000

Фото: Decentraland, Sensorium Galaxy, пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Playmate 2020 Playmate 2020

Полуфинал конкурса на самую горячую девушку по версии Playboy

Playboy
Твой дорогой блонд: 5 правил для идеального окрашивания Твой дорогой блонд: 5 правил для идеального окрашивания

Что собой представляет дорогой блонд и как можно добиться такого эффекта

VOICE
Юсеф Хесуани: «Скоро все будут печатать продукты на домашнем фуд-принтере» Юсеф Хесуани: «Скоро все будут печатать продукты на домашнем фуд-принтере»

Как биопринтинг повлияет на наше будущее

РБК
От «лебедей» до BANI: как подготовиться к неприятному миру и функционировать в нем От «лебедей» до BANI: как подготовиться к неприятному миру и функционировать в нем

Как бизнесу выжить в таком непредсказуемом мире

Forbes
Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная» Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная»

Киберфилософ Александр Бард — как стать нетократом сегодня?

РБК
Из чего можно сделать шапку-невидимку? Из чего можно сделать шапку-невидимку?

Можно ли сделать что-то невидимым?

Популярная механика
Плащ-невидимка и пластмассовое золото Плащ-невидимка и пластмассовое золото

10 необычных материалов «из будущего»

РБК
Не Netflix единым: лучшие программы для домашнего медиасервера Не Netflix единым: лучшие программы для домашнего медиасервера

Список самых популярных приложений для организации медиасервера на домашнем ПК

CHIP
Водородный разворот Водородный разворот

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
Ученые изобрели тесто для пиццы без дрожжей, но все же пышное и легкое - шеф-повара его раскритиковали Ученые изобрели тесто для пиццы без дрожжей, но все же пышное и легкое - шеф-повара его раскритиковали

Ученый-материаловед приготовил бездрожжевое тесто для пиццы

Популярная механика
Рыцарь счастливого образа Рыцарь счастливого образа

Сэр Энтони Хопкинс в драме «Отец»

GQ
Самые таинственные звуки планеты: Ктулху пробуждается Самые таинственные звуки планеты: Ктулху пробуждается

Bloop, скрипы Bio-duck, сигнал Upsweep и другие необъяснимые звуки планеты

Популярная механика
Грязь как полотно Грязь как полотно

Добро пожаловать в Dirty Car Art

Playboy
Тихие омуты Роберта Паттинсона Тихие омуты Роберта Паттинсона

Роберт Паттинсон — из тех, кому сполна досталось и хвалы, и хулы

Караван историй
Как в городской квартире вырастить табак Как в городской квартире вырастить табак

Помидоры — вчерашний день. Сегодня лучше всего выращивать табак!

Maxim
7 книг, которые помогут найти в себе силы жить и любить 7 книг, которые помогут найти в себе силы жить и любить

Книги, которые помогут перестроить свой внутренний компас на новые смыслы

Популярная механика
Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки

Оказывается, в том, чтобы досконально помнить всю свою жизнь, есть масса минусов

Psychologies
Уничтожат или отдадут слугам: какие подарки нельзя дарить королевской семье Уничтожат или отдадут слугам: какие подарки нельзя дарить королевской семье

Протоколы – неотъемлемая часть жизнь британских монархов и членов их семей

Cosmopolitan
Мозговой штурм Мозговой штурм

Чем искусственный мозг способен помочь детям с генетическими заболеваниями

Harper's Bazaar
Удалось ли пересаженной голове русского программиста обрести тело: реальная история пересадки головы живого человека Удалось ли пересаженной голове русского программиста обрести тело: реальная история пересадки головы живого человека

Первая в истории человечества пересадка головы живого человека

Популярная механика
Инспецы: как во времена Великой депрессии иностранцы ехали в СССР Инспецы: как во времена Великой депрессии иностранцы ехали в СССР

Эти люди бежали из других стран в СССР в надежде спрятаться от Великой депрессии

Cosmopolitan
Договор об отсутствии интима: как жилось жене Альберта Эйнштейна Договор об отсутствии интима: как жилось жене Альберта Эйнштейна

Каково это — быть супругой гения? Оказывается, очень тяжело

Cosmopolitan
Напиток саке: сколько градусов, как правильно пить и чем закусывать (видео) Напиток саке: сколько градусов, как правильно пить и чем закусывать (видео)

Как делали саке 2 тысячи лет назад, кто его тогда пил и как пить сейчас?

Playboy
План побега: как уйти из ситуации домашнего насилия План побега: как уйти из ситуации домашнего насилия

Памятка, которая поможет справиться с домашним насилием

Psychologies
Саранчу пора спасать от вымирания Саранчу пора спасать от вымирания

Глобальное потепление меняет биоразнообразие на Земле

Наука и жизнь
Дикий Запад: причины успеха, гениальности и безумия Канье Уэста Дикий Запад: причины успеха, гениальности и безумия Канье Уэста

Почему безумие и гениальность — это две стороны одной медали Канье Уэста

Forbes
Таинственный человек из Сомертона: загадочная смерть, которую не могут раскрыть вот уже 74 года Таинственный человек из Сомертона: загадочная смерть, которую не могут раскрыть вот уже 74 года

Попытки раскрыть "дело Тамам Шуд" продолжаются до сих пор

Популярная механика
Пропали навсегда: самые таинственные исчезновения в Бермудском треугольнике Пропали навсегда: самые таинственные исчезновения в Бермудском треугольнике

Исчезновения в Бермудском треугольнике, которые заставят верить в паранормальное

Cosmopolitan
Дело вкуса Дело вкуса

Почему люди выбирают сознательные ограничения в питании, связанные с религией?

Seasons of life
А взрослые дома есть? А взрослые дома есть?

Мы не всегда замечаем сами, как попадаем в то или иное состояние

Psychologies
Открыть в приложении