Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБКHi-Tech

Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

Автор: Алексей Ведерников

Одним из главных технотрендов на ближайшую перспективу российские и зарубежные эксперты называют метавселенные. Полноценных виртуальных миров пока не существует, но серьезных базовых метапроектов уже предостаточно. Они открывают очень интересные возможности и, как черные дыры, притягивают к себе внимание сотен тысяч людей и многомиллиардные капиталы.

От метапроектов к метавселенным

Всерьез о метавселенных заговорили лишь пару лет назад, хотя само это слово появилось еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». В книге речь шла о виртуальном мире, в который заходят реальные люди. В нем они могут взаимодействовать со всем, что их окружает, а также друг с другом.

На ум сразу приходят многопользовательские онлайн-игры, но возможности метавселенных в теории гораздо шире — это слияние цифрового и физического миров. Тут можно развлекаться, учиться, трудиться, творить, здесь своя экономика и даже свои «законы физики». Метавселенная бесконечна, работает непрерывно и постоянно меняется за счет действий пользователей, число которых не ограничено.

Лучшие реализации идеи показаны в фильмах «Первому игроку приготовиться» (2018) и «Главный герой» (2021). Матрица из одноименного фильма — это, кстати, тоже метавселенная. Просто там она не дает обычным людям новый опыт, а имитирует знакомый мир, чтобы скрыть пугающую реальность.

Однако полноценной метавселенной до сих пор не существует. Ее создание — крайне сложная задача даже для очень богатой компании. Слишком много всего нужно охватить: от средств для погружения (сейчас это виртуальная и дополненная реальности — VR и AR) до разработки абсолютно всех внутренних аспектов и управления ими.

Сейчас социальные сети существуют отдельно друг от друга, а игровой образ персонажа, например из игры Dota 2, нельзя перенести в World of Warcraft. Даже Fortnite, который из всех игровых проектов дальше всех ушел в сторону метаконцепции, пока еще далеко не метавселенная, а такой же метапроект. Ключ к переходу на следующий уровень — взаимодействие, которого пока нет. Без объединения метапроектов метавселенной не получится.

Все только начинается: в деле серьезные игроки

Вполне возможно, что именно на это хочет сделать ставку генеральный директор Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и создатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг. Его бизнес не создает процессоры и компьютеры, не продает товары, но объединяет огромное число людей и знает о них если не все, то очень многое. А еще холдинг Цукерберга владеет брендом Oculus, который занимает почти треть мирового рынка VR-гарнитур. В конце 2021 года Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) объявила о планах нанять 10 тыс. разработчиков со всего мира для своего метапроекта Horizon Worlds.

В режиме бета-теста он работает с декабря. На данный момент это не единый мир, а наборы комнат, каждая из которых рассчитана максимум на 20 участников. В них можно общаться, вместе создавать объекты и определять механику их работы, задавая базовый код в качестве основы.

Свой собственный метапроект есть у NVIDIA, но компания ориентируется не на развлечения, а на работу. Суть платформы Omniverse в том, чтобы дать возможность профессионалам разного профиля творить совместно. Грубо говоря, это Google Docs для специалистов по компьютерной графике и 3D-художников. Все вместе заходят в один проект, видят изменения в реальном времени и могут работать над ним с разных компьютеров и с помощью разного софта. Последнее стало возможно как раз благодаря унифицирующей технологии — Pixar USD.

Нечто среднее между этими двумя подходами в качестве своего пути выбрала Microsoft. Ее метаплатформа Mesh — это тоже комнаты с виртуальным окружением, но пользователи в них уже отображаются не в виде мультяшных или игровых аватаров, как в Horizon Worlds, а как фотореалистичные модели. Для погружения в мир Mesh также нужно использовать VR-гарнитуру, но здесь фокус пока не столько на развлечениях, сколько на совместной работе рядовых офисных сотрудников, например при проведении совещаний.

Хотя в Mesh и Omniverse уже есть коммерческая составляющая — их разработчики стали продавать свои решения клиентам, — большие деньги не здесь, а там, где метапроекты напрямую связаны с криптовалютой. В The Sandbox игрокам доступен мир, где используются три вида сущностей: криптовалюта SAND, создаваемые объекты ASSETS и «земля» LAND, на которой объекты можно размещать.

Для понимания масштабов «цифровых ценностей» достаточно вспомнить, что в конце 2021 года кто-то отдал эквивалент $650 тыс. в криптовалюте за виртуальную яхту, а самый дорогой проданный участок «земли» оценивается в $4,3 млн. Аналогичным образом работает проект Decentraland, только тут уже другая валюта и больше возможностей: помимо владения виртуальными землями можно участвовать в различных мероприятиях.

Конечно, ни один из этих проектов и их многочисленных аналогов не похож на полноценную метавселенную, хотя и соответствует многим ее базовым принципам. Однако оба они являются показательным примером того, как работает децентрализованная метаэкономика. Кстати, в январе этого года магазин H&M запустил продажи виртуальной одежды в похожем на упомянутые выше решения метапроекте Ceek City. Виртуальные концерты и даже открытия виртуальных посольств тоже были.

Впрочем, нет гарантии того, что The Sandbox и Decentraland не повторят судьбу запущенного в 2002 году проекта Second Life. Там тоже была своя валюта, бренды открывали виртуальные представительства. Число пользователей на пике популярности доходило до 15 млн, и за десять лет они потратили здесь несколько миллиардов реальных долларов. Но теперь цифровые города заброшены и практически никому не нужны.

Свою собственную метавселенную уже разрабатывает китайский интернет-гигант Baidu. Предполагается, что в Xi Rang (в переводе «Земля надежды») в одном пространстве смогут находиться до 100 тыс. человек одновременно. Уже изначально заявлены такие возможности этого мира, как игры, развлечения, обучение, реклама и выставки. Интересно, что виртуальный мир решили сделать в форме ленты Мёбиуса, а вот никакого блокчейна и никакой экономики внутри, по задумке разработчиков, не будет. Власти страны не терпят конкуренции на этом поле.

Свой шаг в сторону метавселенных сделала и владеющая TikTok компания ByteDance. В январе этого года она запустила приложение Paidui Dao («Остров для вечеринок»), в котором сочетаются возможности социальной сети, цифровые аватары пользователей и виртуальные комнаты, где можно делать что-либо одному или же вместе с другими людьми.

В России тоже ведутся разработки метавселенных. Пожалуй, наиболее показательный проект — Sensorium Galaxy. Если все получится, то это будет многопользовательская VR-платформа с несколькими локациями. Пока их две. Prizm — мир концертов и электронной музыки, Motion — мир движений и танцев. Без цифровых аватаров пользователей, конечно, дело тоже не обошлось.

Новый опыт и новые риски

Метавселенные — это не только новые возможности и следующий шаг в развитии интернета, но и новые опасности. Первые тревожные звоночки уже прозвучали. Так, неназванная девушка, принимавшая участие в бета-тестировании Horizon Worlds, написала в закрытой группе проекта о том, что столкнулась с виртуальным домогательством. После этого разработчикам пришлось спешно вводить функцию запрета на слишком близкое приближение аватаров пользователей друг к другу.

Но дело не в функции, а в том, что даже в цифровом месте нашлось место насилию. И чем реальнее выглядит окружение, тем тяжелее психике. Когда прототипы метавселенных станут более массовыми, мы наверняка еще услышим о множестве похожих историй, связанных с враждебными и агрессивными высказываниями. А возможно, даже и действиями. На заре соцсетей все тоже ждали от них только хорошего.

Еще одна потенциальная проблема кроется в том, что метавселенная может оказаться настолько хорошей, что многим из нее не захочется выходить. Главный герой фильма «Первому игроку приготовиться» живет в трейлере в трущобах огромного перенаселенного города и отдает все свое время VR-игре OASIS. В ней он не подросток, а практически супергерой. В какой-то степени это можно даже сравнить с хикикомори — так в Японии называют людей-затворников, которые стремятся к максимальной изоляции от общества.

Разумеется, никуда не денется и проблема мошенничества, если расчеты в метавселенных будут вестись в валюте, которую так или иначе можно

конвертировать в реальные деньги. На новый уровень выйдут проблемы с безопасностью персональных данных: больше датчиков и точек входа — больше потенциальных уязвимостей. Открытым остается и вопрос защиты детей от вредной для них информации.

Однако куда все это нас приведет, пока неизвестно. Но что уже точно понятно, так это то, что человечество уже на пути к метавселенным и в ближайшее время вряд ли с него свернет.

«Большой взрыв» 2022

Наиболее заметные метавселенные года

Decentraland

  • Разработчик: Decentraland Foundation (США)
  • Год создания: 2017
  • Статус: открыта для всех с 2020 года
  • Что можно делать: исследовать мир, общаться, создавать объекты, торговать ими и участками
  • Число пользователей: > 500 000

Sensorium Galaxy

  • Разработчик: Sensorium Corporation (Каймановы острова, по факту Россия)
  • Год создания: 2019
  • Статус: закрытый бета-тест
  • Что можно делать: наслаждаться музыкой и танцами
  • Число пользователей: неизвестно

The Sandbox

  • Разработчик: Animoca Brands (Китай)
  • Год создания: 2018
  • Статус: альфа-версия
  • Что можно делать: играть, общаться, создавать объекты, владеть участками, торговать
  • Число пользователей: > 500 000

Omniverse

  • Разработчик: NVIDIA (США)
  • Год создания: 10 ноября 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: совместно работать над сложными проектами
  • Число пользователей: неизвестно

Mesh

  • Разработчик: Microsoft (США)
  • Год создания: апрель 2021-го
  • Статус: предварительная версия
  • Что можно делать: общаться и совместно работать
  • Число пользователей: неизвестно

Xi Rang

  • Разработчик: Baidu (Китай)
  • Год создания: декабрь 2021-го
  • Статус: прототип
  • Что можно делать: неизвестно, но экономики точно не будет
  • Число пользователей: предположительно, 100 000

Horizon Worlds

  • Разработчик: Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms (США)
  • Год создания: 9 декабря 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: играть, посещать события, общаться, менять мир
  • Число пользователей: 300 000

Фото: Decentraland, Sensorium Galaxy, пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
3 рецепта иранской кухни для Новруза 3 рецепта иранской кухни для Новруза

Помимо раскрашенных яйц на стол ставят мясные блюда и обязательно плов

Вокруг света
Нарисуем — будем жить! Нарисуем — будем жить!

3D-принтеры: прошлое, настоящее и космическое будущее

Зеркало Мира
Казнь королевы: как Мария-Антуанетта извинилась перед своим палачом Казнь королевы: как Мария-Антуанетта извинилась перед своим палачом

Почему французский народ так ненавидел Марию-Антуанетту?

Популярная механика
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
9 художников, в которых стоит инвестировать время, внимание и любовь 9 художников, в которых стоит инвестировать время, внимание и любовь

За кем следить и что искать на арт-рынке

РБК
Как сложилась судьба советского солдата, который не хотел воевать: трагическая история знаменитой фотографии Как сложилась судьба советского солдата, который не хотел воевать: трагическая история знаменитой фотографии

Слышали ли вы о путешествиях этого снимка?

Популярная механика
Один простой фактор, который отвечает за ваше хорошее состояние Один простой фактор, который отвечает за ваше хорошее состояние

Разнообразие повседневных движений связано с улучшением самочувствия

Популярная механика
Как покупали и чинили иномарки в СССР Как покупали и чинили иномарки в СССР

Как чувствовали себя владельцы иномарок в СССР?

Maxim
Что чувствует адвокат, защищая виновного? Рассказ юриста Что чувствует адвокат, защищая виновного? Рассказ юриста

Вокруг адвокатской деятельности немало мифов

Psychologies
7 книг, которые помогут сохранить психику, отношения и деньги в период турбулентности 7 книг, которые помогут сохранить психику, отношения и деньги в период турбулентности

Эти книги помогут успокоиться и вернуть себе душевное равновесие

Популярная механика
Актриса Катерина Шпица: «Труд награждается везением» Актриса Катерина Шпица: «Труд награждается везением»

Катерина Шпица рассказала о съемках для TV1000 Русское Кино

Cosmopolitan
8 продуктов, которые стоит включить в рацион при «забитых» артериях 8 продуктов, которые стоит включить в рацион при «забитых» артериях

Их стоит есть почаще и для профилактики, и чтобы очистить пострадавшие сосуды

Популярная механика
Судебный роман Судебный роман

Один из самых знаменитых романов XIX века открывается посвящением адвокату

Дилетант
Возвращение на кровавый перевал: новые данные о гибели группы Игоря Дятлова Возвращение на кровавый перевал: новые данные о гибели группы Игоря Дятлова

В знаменитом деле о гибели тургруппы Дятлова поставлена очередная точка

Популярная механика
Дедушка Максим Дедушка Максим

История пулемета, в честь которого нас назвали

Maxim
Энергетическая революция: британский токамак готов поставлять термоядерную энергию для промышленности Энергетическая революция: британский токамак готов поставлять термоядерную энергию для промышленности

Токамак ST-40 достиг температуры 100 миллионов °C

Популярная механика
Птенцы городских синиц справились с жарой лучше лесных сородичей Птенцы городских синиц справились с жарой лучше лесных сородичей

Хотя в городах жарче, смертность птенцов от жары здесь оказалась ниже

N+1
Анастасия Вебер Анастасия Вебер

Режиссер и поэтесса, выпускница Петербургской школы нового кино

Собака.ru
8 странных и поразительных фактов о страусах 8 странных и поразительных фактов о страусах

Чего вы точно не знали о страусах

Популярная механика
10 простых способов сделать квартиру по-настоящему стильной 10 простых способов сделать квартиру по-настоящему стильной

Как сделать интерьер по-настоящему стильным без оглядки на правила

Cosmopolitan
Почему еноты любят все полоскать Почему еноты любят все полоскать

Как еноты с помощью лап узнают об окружающем мире?

Популярная механика
Археологи обнаружили на Енисее два наскальных изображения рожениц Археологи обнаружили на Енисее два наскальных изображения рожениц

Вероятно, эти изображения рожениц сделали носители окуневской культуры

N+1
Полезен для сердца, помогает худеть: 5 причин пить кофе каждый день Полезен для сердца, помогает худеть: 5 причин пить кофе каждый день

Каждый день жители планеты выпивают не менее миллиарда чашек кофе

VOICE
Ложь во спасение: о чем мы врем матерям? Ложь во спасение: о чем мы врем матерям?

Мы нередко обманываем матерей и делаем вид, что все благополучно

Psychologies
Бабушка рядышком Бабушка рядышком

Появление детей вынуждает нас заново проверить на прочность семейные узы

Psychologies
«Маленькая глупая прогулка»: привычка, которая оздоровит тело, душу и мозг «Маленькая глупая прогулка»: привычка, которая оздоровит тело, душу и мозг

Простейшее упражнение, которое по сути и упражнением-то не является

Cosmopolitan
Тиндер для бизнеса Тиндер для бизнеса

Компании могут быстро находить аналог импорту и заключать сделки

Эксперт
«Худший человек на свете»: фильм о мнимом выборе и реальной свободе «Худший человек на свете»: фильм о мнимом выборе и реальной свободе

Возможно ли полное принятие себя — и как научиться слышать внутренний голос?

Forbes
Частичное репрограммирование позволило частично снизить биологический возраст мышей Частичное репрограммирование позволило частично снизить биологический возраст мышей

Как сдвиг клеток сказывается на живом организме?

N+1
Открыть в приложении