Как переход к NFT превратил разработчика мобильных игр в многомиллиардную корпорацию
Ят Сиу почти без сил. В последнее время 49-летний предприниматель из Гонконга и инвестор, родившийся и выросший в Австрии, спит не больше пары часов в сутки. Но он не может усидеть на месте, когда слышит вопрос о своем игровом бизнесе на блокчейне Animoca Brands
В черной куртке с капюшоном и очках, он беспорядочно жестикулирует, рассказывая о славном будущем, которой он видит для игровой децентрализации и прав на цифровую собственность. «Возможно, мы даже сможем изменить отношение людей к классическим формам капитализма», — говорит Сиу.
Это будущее, в котором царят невзаимозаменяемые токены (NFT) и технология блокчейн, уже стало спасением для Сиу. Чуть более четырех лет назад у Animoca Brands возникли проблемы. Доходы крошечного бизнеса мобильных игр, который он основал в январе 2014 года вместе с Дэвидом Кимом, бывшим партнером Softbank и бывшим генеральным директором компании Mail.com, упали на 25%, до $5,2 млн, а его рыночная капитализация (как ни удивительно, акции Animoca Brands торговались на Австралийской фондовой бирже) составляла меньше $6 млн.
В 2017 году Сиу наткнулся на CryptoKitties — одну из первых торговых площадок на основе блокчейна, где пользователи покупали, продавали и коллекционировали виртуальных питомцев. Он поддался общей лихорадке и инвестировал в материнскую компанию сервиса со штаб-квартирой в Ванкувере, Dapper Labs (тогда известную как Axiom Zen). Сейчас компания оценивается в $7,6 млрд. Это положило начало портфелю, который сейчас включает в себя более 150 вложений, связанных с NFT. Сегодня Animoca Brands владеет долями в большинстве самых крупных и успешных компаний в мире NFT, включая OpenSea (крупнейшая торговая площадка для NFT, ее выручка за 2021 год оценивается в $375 млн), Dapper Labs (создала платформу НБА Top Shot, с ноября 2020 года на ней были проданы баскетбольные «моменты» на сумму около $1 млрд) и Sky Mavis (разработчик игры Axie Infinity, которая стала блокбастером в прошлом году и оценивается в $3 млрд).
«Думаю, нас только в Антарктике нет», — смеется Сиу.
В середине января Animoca Brands привлекла почти $360 млн при оценке в $5,4 млрд, увеличив более чем в два раза октябрьский результат — $2,2 млрд. По оценкам Forbes, Сиу владеет долей 10% стоимостью почти $500 млн. В числе инвесторов были Liberty City Ventures, Soros Fund Management и Winklevoss Capital. Сообщается также, что Animoca Brands ведет переговоры с международной инвестиционной фирмой KKR, чтобы добавить еще около $140 млн к январскому раунду. После сложного периода в 2017 году компания увеличила штат с 57 до более чем 600 сотрудников. За первые девять месяцев 2021 года выручка Animoca Brands составила $670 млн, причем примерно $530 млн — это прирост цифровых активов и вложений. На конец ноября ее запасы коинов оценивались почти в $16 млрд.
В прошлом году мировой рынок NFT вырос до $25 млрд, тогда как в 2020 году его объем равнялся $100 млн. По данным NFT-трекера DappRadar, пятая часть приходится на видеоигры. Значительная часть развития происходит в странах вроде Филиппин, где игроки с низким доходом освоили модель «играй и зарабатывай», который может приносить им стабильный доход в несколько долларов в день. Западные игроки не так охотно принимают этот тренд. Блокчейн-игры — это либо будущее рынка видеоигр объемом в $200 млрд, либо очередной пузырь, который вот-вот лопнет. С учетом размеров портфеля Animoca Brands многие осторожные инвесторы ждут успеха (или провала) предприятия Сиу, чтобы протестировать жизнеспособность блокчейн-игр.