Почему стартапам выгодно запускаться в 2020 году
Запуск в период кризиса — лучшая школа выживания для стартапа. Михаил Федоринин, основатель компании Calltouch, рассказывает, какие факторы помогают извлечь максимум из ситуации неопределенности
Бизнес в турбулентности
IBM и General Motors создавались на фоне постоянных потрясений на американском рынке в начале ХХ века. Airbnb, Slack, WhatsApp и Uber запускались во время мирового экономического кризиса, а Alibaba основала маркетплейс Taobao в 2003-м, когда Китай накрыла эпидемия атипичной пневмонии.
В 70-е, когда стартовала Apple, западная экономика переживала стагнацию. Большинство своих инновационных продуктов компания запускала в кризисные годы: Macintosh вышел в 1984-м, iPod — в период «пузыря доткомов», а первый айфон появился в середине 2007-го — продажи начались в самый разгар финансового кризиса.
Истории успеха можно найти и в 2020-м. Так, в марте производитель растительного заменителя мяса Impossible Foods привлек полмиллиарда долларов в раунде финансирования F, индонезийская платформа Gojek получила 1,2 млрд долларов инвестиций, а китайский сервис продажи недвижимости Beike — в два раза больше. Стартапы из России тоже привлекли инвестиции: например, Miro получил 50 млн долларов, а Ecwid — 42 млн долларов.
Большинство успешных сделок этого года — результат договоренностей 2019-го. Стартапам, которые не успели договориться о финансировании заранее, приходится сложнее: многие сокращают сотрудников, теряют доходы или вовсе уходят с рынка. Но все это создает идеальную среду для стремительного роста новичков. Более того, как показал опыт мирового финансового кризиса 2008 года, наименьшие потери несут компании, которые привлекают именно первичные инвестиции и запускают посевные раунды.
Ситуация в стартап-среде в турбулентный период напоминает ситуацию на бирже, когда рынки падают. Трейдеры понимают, что это отличная возможность купить акции по сниженной цене и заработать в долгосрочной перспективе. С бизнесом примерно так же.
Некоторые уже пользуются новыми возможностями. Например, весной в Британии на рынок вышло на 60% больше стартапов, чем годом ранее. В 2020-м новички чаще всего запускают digital-продукты, реагируя на возросший спрос. В целом компаниям, которые разрабатывают ПО, проще стартовать, менять стратегию и расти даже при наличии небольшой команды и в условиях финансовых ограничений.
Мой опыт показывает, что построение бизнеса в кризис существенно не отличается от запуска в обычное время. Большинство моих проектов стартовало именно в период неопределенности, и, как показала практика, расти в таких условиях даже проще и дешевле как минимум по четырем причинам.
Сглаживание конкуренции
Большинство конкурентов в кризисный период думают только о выживании: они решают первостепенные задачи и ищут любые способы сократить расходы. Крупнейшие компании сворачивают экспериментальные разработки, ставят все побочные проекты на паузу, временно отказываясь от сделок по слиянию и поглощению, урезают затраты на рекламу и маркетинг.
Главы компаний объявляют «военный режим»: вводят более жесткие практики управления и четче расставляют приоритеты. Если они и фокусируются на конкурентах, то только на крупных игроках, которые представляют для них постоянную угрозу.