Почему с синдромами самозванца, перфекциониста и другими «спецэффектами» не надо бороться?
В популярной психологии сейчас модно описывать синдромы самозванца, перфекциониста, новичка и тому подобных проявлений как то, с чем непременно нужно бороться. А что, если мы научимся использовать эти особенности себе во благо?
Искоренять «синдром самозванца», перфекционизм и подобные им феномены категорически нельзя. Потому что на самом деле это наши «спецэффекты», которые при умном использовании можно приручить и применять во благо себе, любимому, и своей психике, убежден автор трансформационных игр, тренер Антон Нефедов.
Нужно разделять два понятия, объясняет эксперт. Первое — то, что нужно нести в психотерапию и, возможно, стоит «лечить». И второе — то, что выдумано на ровном месте. Ведь нередко случается, что намерение бороться с разными синдромами у человека возникает после того, как он начитался в интернете всяких советов, прошел какие-то невалидные тесты, а потом поставил диагнозы из головы, накручивая себя еще сильнее.
Я и мои субличности
«И разворачиваются боевые действия: курсы, марафоны, тренинги — как уничтожить в себе внутреннего критика, перфекционизм, самозванца, новичка и так далее. Зачем? Внутренний критик — это вполне вменяемая субличность, которая создана затем, чтобы мы не вляпывались в неприятности. Он просто сверяется с реальностью», — заступается за опальный синдром игропрактик. Задача у критика, по его мнению, в том, чтобы все проверить, и, если все в порядке, он дает добро действовать.
«А мы докручиваем этого внутреннего критика до образа маразматика, который нам что-то там запрещает делать, — рассуждает Антон. — Мне говорят: „Я хочу искоренить своего внутреннего кого-то там…“ Я отвечаю: „Ну отлично. Звучит как отрубить себе руку“. Ну зачем бороться с собой? Я как будто стою и сам себя в лицо бью кулаком. Я категорически против таких историй. Все эти синдромы нам нужны, их можно использовать во благо», — уверен Нефедов.
Но есть вещи, которые требуют профессиональной помощи. Если мы чувствуем себя выгоревшими дотла, можно сходить к психотерапевту, компетентному специалисту, считает Антон Нефедов.
Например, мотивационный спикер и автор бестселлеров Барбара Шер убеждена, что выгорание за две недели отпуском не исправить. «Выходные, отпуск — это прекрасно, если ты при этом не белка с вытаращенными глазами, у которой горит колесо, — поясняет Антон. — Во втором случае один разок сходить в спа-салон не поможет».
Если же речь идет не о критическом состоянии, а о пресловутых синдромах «самозванца и Ко», то тут тоже есть ловушка, в которую многие попадают.
Лень или защитный механизм?
Мы часто накручиваем себя на ровном месте. «С одной стороны, эти синдромы становятся отличным оправданием: я в глубокой яме, но в этом виноват мой синдром самозванца, — рассуждает Антон Нефедов. — С другой стороны, та же лень — прекрасный защитный механизм, он сидит в теле, чтобы не дать нам делать ту работу, которая для нас не предназначена или нам не по силам».
Пример лени и холодильника
Антон любит метафоры. И объясняет тот же синдром лени (или прокрастинатора) на примере холодильника. Есть четыре его формата и соответствующих рекомендаций при «лени».
- Я холодильник, а не стиральная машина. Перестаньте требовать от холодильника, чтобы он стал стирать ваши вещи. Ведь иногда это выглядит именно так: «Я холодильник, я рыдаю и кусками льда из нижнего ящика пытаюсь постирать белье». Получается, нужно лишь понять, отчего возникает лень. Оттого, что я холодильник, который пытается уговорить себя стирать вещи? Тогда это защитный механизм. И он нам необходим, спасибо ему за его сигнал.
- А если я холодильник, который уговаривает себя морозить фрукты, то надо проверять — я вилку в розетку вставил? Может, у меня просто не хватает энергии, ресурса, чтобы делать свою задачу? И это уже иная линия. Тогда наша лень — как предохранитель, который не дает нам перегореть. Снова не надо избавляться, спасибо и ему.
- Есть третья грань. Я — холодильник, в розетку вставил вилку, но не знаю, что делать. Таких персонажей Антон называет «Необознашками». Условно говоря, они знают, что они холодильники. Но никак не признаются себе в этом: «Нет-нет-нет, я еще ищу свое предназначение». Это еще одна грань — неготовность идентифицироваться, и тогда нужно работать с принятием себя как холодильника. В этом случае «лень» — сигнал о проблемах с идентичностью или экзистенциальном кризисе. Возможно, нужна помощь психолога.