Сизые горожане
Из всех возможных сред обитания на нашей планете городские голуби выбрали ту, которая создана и освоена человеком
С детства мы привыкли, что животные делятся на домашних и диких. Но кроме этих двух категорий, есть еще особая группа животных синантропных. Это те, кто живет в человеческих поселениях – а то и в домах, – однако с людьми непосредственно не контактирует и никому не «принадлежит». И если от некоторых из них – мышей, крыс, тараканов и тому подобных неприятных спутников – люди с удовольствием бы избавились, то других они, наоборот, приветствуют и подкармливают. Едва ли не самый известный и широко распространенный пример таких «желанных нахлебников» – городские голуби.
Те, кого мы приручили
Городские популяции голубей – потомки дикого сизого голубя Columba livia, доныне обитающего во всех странах Средиземноморья и в юго-западной части Азии вплоть до предгорий Гималаев. Однако происходят они не прямо от него. Несколько тысяч лет назад где-то на Ближнем Востоке люди одомашнили эту птицу ради мяса и, возможно, яиц. Разведение голубей для пищевых целей и поныне процветает во многих странах мира. От домашних сизарей происходят и все современные породы – от почтовых до декоративных. Время от времени отдельные особи домашних голубей улетали на свободу, но продолжали жить возле людей. Вот эти-то вторично одичавшие птицы и стали предками современных городских голубей.
Выгоды для голубей от жизни в человеческих поселениях понятны: здесь они находили обильный корм в течение всего года и удобные места для гнездования, значительно меньше страдая от нападений пернатых хищников. Благодаря человеку эта субтропическая птица смогла заселить холодные регионы. Сам по себе холод голубю не страшен: птичья физиология устроена так, что пока птица сыта, она почти гарантированно не замерзнет. Но в краях, где несколько месяцев в году лежит более или менее глубокий снег, в это время трудно найти достаточно корма. А там, где живут люди, всегда есть амбары, конюшни и пищевые отходы.
Труднее понять, почему люди вместо того, чтобы бороться с этими нахлебниками или охотиться на них, принялись их подкармливать и даже охранять. Причем порой довольно строго: например, в средневековой Шотландии одно время за ловлю голубей полагалось отрубать правую руку. По одной из версий, на отношение к голубям повлияло то, что в христианской культуре эта птица стала символом святого духа. А тяга голубей к церквям и колокольням (самым удобным с их точки зрения местам гнездования) дополнительно укрепляла их репутацию «божьих птиц». Косвенно это подтверждается тем, что в регионах, где доминируют иные религии, синантропных голубей либо нет вовсе, либо они проникли туда только с европейцами-колонизаторами. Хотя, согласно «Повести временных лет», главный город язычников-древлян Искоростень в середине Х века уже населяло немало голубей – чем якобы и воспользовалась княгиня Ольга, чтобы сжечь город. Впрочем, по мнению специалистов, история про птиц-поджигателей – лишь бродячий фольклорный сюжет. В любом случае «Повесть» писалась почти через двести лет после этих событий, то есть уже во вполне христианские времена.
Жестокий век
Иногда, однако, отношения человека с городскими голубями оказываются куда менее идиллическими – как, например, в Москве в минувшем столетии. На рубеже XIX и XX веков сизый голубь был самой массовой птицей в городе. Отчасти этому способствовала традиция подкармливания голубей возле церквей (которых, как известно, в Москве было «сорок сороков»). Но главное – в городе было множество лошадей, значительную часть рациона которых составлял овес и другие зерновые культуры. Зерно сыпалось из лошадиных торб и яслей, его всегда можно было добыть там, куда торговцы фуражом выбрасывали остатки своего товара, а на худой конец можно было выклевать непереваренные зерна из конского навоза.