Я художник, я так вижу
Применим ли термин «ошибка» к искусству и когда игнорирование общепринятых конвенций положило начало новому направлению в живописи, Екатерина Сахарова обсудила с Александрой Даниловой, заведующей отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отклонение от канона
Что считать ошибкой – вопрос философский. В истории искусства много примеров, когда работу художника не принимала публика, критики или от нее отказывался заказчик. Или когда художник нарушал существующие в обществе каноны и моральные устои. Например, знаменитый «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, где он поместил рядом с двумя обнаженными, неидеальными по меркам искусства того времени женщинами пару одетых мужчин, в свое время вызвал большой резонанс. Современные искусствоведы не знают, что тогда больше потрясло публику: то, что женщины обнажены, или то, что мужчины рядом с ними одеты. Это выходило за рамки общепринятых норм, поскольку, когда мы говорим о визуальных канонах, заложенных в сюжетах из античной мифологии, все должно быть гармонично и благообразно, а созданная художником несовершенность вызывала психологический диссонанс и оскорбляла чувства. То же произошло с «Обнаженной» Огюста Ренуара и «Происхождением мира» Гюстава Курбе, впрочем, эта картина шокирует зрителей до сих пор.
Если продолжать разговор про обнаженное тело, то нельзя не вспомнить знаменитую фреску «Страшный суд» Микеланджело, где художник позволил себе изобразить Бога нагим. Следуя канонам эпохи Возрождения, он одновременно апеллировал к античности. В результате случился большой скандал и был приглашен другой мастер – Даниэле де Вольтерра, который зарисовал все срамные места, получив за это ироничное прозвище Штанописец.
Еще один пример – «Ночной дозор» Рембрандта. Художнику заказали групповой портрет стрелкового полка, бойцы которого поддерживали порядок в городе. 16 офицеров заплатили по 100 гульденов и рассчитывали, что на картине будет такое же количество крупных изображений. Вместо этого они получили странную, почти жанровую картину, где одни люди изображены в профиль, другие – с краю, более того, там появились непонятные персонажи, которые не участвовали в заказе финансово. Насчет того, зачем Рембрандт так поступил, мнения историков расходятся. Возможно, специально решил нарушить ряд традиционных портретов, чтобы показать сам процесс дозора, добавить жанровый компонент. Фактически мы понимаем, что Рембрандт специально совершает «ошибку», работая на стыке жанров, переводя групповой портрет в историческое произведение. В результате родился мировой шедевр, которым теперь гордится Амстердамский музей. На историю развития живописи это повлияло самым радикальным образом и расширило границы портретного жанра. Отчасти продолжением Рембрандта стала картина «Похороны в Орнане» Гюстава Курбе, она тоже является групповым портретом, который спустя почти 200 лет продолжает возмущать зрителей своей реалистичностью.
Когда Караваджо написал «Успение Марии», его предали анафеме. Если Микеланджело за счет цитирования античности стремился придать сцене героический пафос, то Караваджо, наоборот, пытался этот пафос снизить и показать библейскую историю не как абстракцию, а как реальную историю, которую может примерить зритель. Он изображает Богоматерь простой женщиной, которая умерла, ее тело имеет все характерные признаки трупа. Неидеальная Дева Мария, конечно же, возмутила церковь. Люди хотели религиозного экстаза, а не грязные пятки, которые свисают практически со всех полотен Караваджо.