Почему картошка летает? В брюссельском Bozar открылась выставка современного российского искусства
Инсталляция из 1391 простреленной гильзы, шесть левитирующих картофелин, шерстяной Гагарин и меховой Ленин, — как выглядит современная Россия и ее искусство из окна поезда, идущего по Транссибу, глазами иностранных кураторов, рассказывает Forbes Life
Как был устроен проект Nemoskva
Год назад в Красноярске куратор, директор Дортмундского центра современного искусства Hartware MedienKunstVerein, Инке Арнс слушала рассказ экскурсовода Саши, который работает в музейном центре «Площадь Мира», бывшем музее Ленина. Саша рассказывал, что поколение, родившееся после распада СССР, не понимает назначения советских бытовых предметов: про переносную духовку они думают, что это клетка для кошки, а сифон принимают за огнетушитель. «Ооо, в ГДР тоже были сифоны», — хохотала Инке.
Прошлым летом команда из сорока ведущих международных специалистов в области современного искусства, среди которых были кураторы Стеделик музея в Амстердаме, нью-йоркского Гуггенхайма, афинской documenta, проехалась на поезде по Транссибу от Нижнего Новгорода до Владивостока. Они хотели отыскать то самое российское современное искусство на местах, узнать о котором неместным можно только, лично заглянув к художнику в мастерскую или на выставку. 28 дней пути, 12 городов, 11 часовых поясов — так начинался пятилетний проект Nemoskva, организованный РОСИЗО-ГЦСИ при поддержке фонда Владимира Потанина и Сибура.
Общий бюджет проекта — 25 млн рублей, из них фонд Потанина выделил 16 млн, остальное дали Сибур и местные предприниматели. Результатом поездки, в том числе, и стала выставка, открывающаяся сегодня в брюссельском центре изящных искусств Bozar.
Какая вышла выставка
Российская выставка — одна из трех экспозиций летнего сезона в Bozar. Африканский проект художника, критика и куратора Кенделла Гирса и коллекционера Синдика Докола, объединяющий современное и народное африканское искусство в одну глобальную инсталляцию, занимает центральную часть выставочного пространства. С ним соседствуют американская и российская экспозиция под названием «Двенадцатая часовая зона. Современный арт-репортаж из России». Не претендуя на глобальные обобщения и формальные выводы, кураторы проекта разумно назвали его репортажем, выбрав по одному художнику от каждого города, который посетили за время путешествия.