Ле Бурже — 2019: авиапром в условиях новой публичности
В самолетостроении на наших глазах происходит тихая революция: из В2В-отрасли оно трансформировалось в В2С. Теперь в надежности продукта нужно убеждать не несколько сотен авиакомпаний, а несколько миллиардов пассажиров
На нынешнем Ле Бурже, одном из старейших авиасалонов мира, произошло знаковое событие. Оно не связано с объявлением сделок или презентацией новинок. Его не зафиксировали в пресс-релизах и не поместили в раздел «Новости». Но именно в жарком пригороде Парижа люди из индустрии признали: в эпоху социальных медиа самолетостроение из В2В-отрасли трансформировалось в В2С. Это серьезный вызов для отрасли — не меньше, чем волатильность цен на нефть, торговые войны, Brexit и пр.
Поиск виноватых
Обычно от рассерженных пассажиров достается авиакомпаниям. Даже если что-то случается с самолетами, производители Airbus и Boeing остаются в тени. Две авиакатастрофы В737 MAX подряд и интернет-реакция на них необратимо изменили расклад.
Стоит отметить, что после индонезийской трагедии 29 октября 2018 года (самолет компании Lion Air потерпел крушение под Джакартой) публичный всплеск хоть и был, но быстро угас. Boeing выразил соболезнования и заявил, что раз В737 MAX продолжает летать в сотни городов мира, значит, он безопасен, как и любой другой самолет. По данным расследования, крушение самолета было вызвано проблемами в новой системе предупреждения сваливания (MCAS). Boeing признал, что ошибочные данные в MCAS могут привести к крутому пикированию. Но тут же напомнил: в инструкциях к системе подобные ситуации описаны, а для пилотов есть специальный checklist, как отключить систему. Выходило, что сами пилоты и виноваты, если не смогли справиться с «глюком».
Авиакатастрофа В737 MAX «Эфиопских авиалиний» 10 марта 2019 года (всего пять месяцев спустя после Индонезии) произвела в социальных сетях эффект цунами. Еще до официальных заявлений главной версией трагедии стала проблемная MCAS. На следующий день все самолеты этого типа заземлил Китай(крупнейший эксплуатант), затем — Европа. США держались до последнего, но тоже сдались. И если в других странах решение о приостановке полетов B737 MAX принимали авиационные власти, то в США это персонально сделал президент Дональд Трамп. Он, как опытный Twitter-боец, кажется, понял: не можешь предотвратить интернет-погром — возглавь его (и получи хоть какие-то проценты к своему невысокому