Решение вернуть статус мечети собору Святой Софии вызвало бурю протестов

СНОБОбщество

Почему христиане выступают за музей в Святой Софии

Сергей Чапнин

bda2a8fecab234eae9053f9fde78b6aa82a5558c8cbbcdb34fd88e6584512471.jpg
Мусульмане Стамбула приветствуют решение о присвоении собору Святой Софии статуса мечети. Фото: Erdem Sahin/EPA

Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Однако на улицы никто не вышел, пикетов у посольств Турции никто не устраивал. Ограничились публичными заявлениями и обращениями. При этом возражения как политиков, так и представителей христианских церквей звучали довольно неожиданно: «Мы не хотим, чтобы здесь кто-либо молился, пусть Святая София остается музеем и только музеем». Тем не менее ситуация радикально изменилась: да, Святая София останется музеем, но и молиться в ней вновь начнут мусульмане. Почему так случилось?

История как «оправдание всего»

Грандиозный собор, построенный выдающимися архитекторами Исидором Милетским и Анфимием Тралльским в 530-е годы. На протяжении 900 лет он служил главным храмом Византийской империи, но был полностью разграблен и стал мечетью сразу после падения Константинополя, в мае 1453 года.

Для Османской империи мечеть, получившая название Айя-София, стала символом завоевания: христиане проиграли, и турки-победители «выгнали» из храма христианского бога и посвятили здание другому богу — Аллаху. Таким образом на следующие 482 года Святая София, стала символом не только падения Византии, но и исторической слабости Православной церкви.

Мечеть существовала до тех пор, пока не пала Османская империя и новое государство на этой территории — Турецкая республика — не провозгласило себя секулярным, то есть свободным от влияния ислама. Это повлекло и новое изменение статуса Святой Софии. В 1935 году она стала государственным музеем и вошла в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Краткая историческая справка необходима для подтверждения довольно простого факта: каждое изменение статуса Святой Софии связано с грандиозными политическими переменами.

b431eb7e7d532dcf04fbc215e2d50f51727553288dc9039a64776bc2650c8726.jpg
Гаспар Фоссати, 1852. Иллюстрация: The Trustees of the British Museum

И сегодня власти Турции сделали символический жест большой важности. Они открыто отказались от секулярного наследия Ататюрка, что позволяет говорить о возможном возвращении к идее Османской империи. Речь, повторю, идет о символах, но символах очень значимых. Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый?

В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд. Министр обороны Сергей Шойгу строит в чистом поле под Москвой Главный храм Вооруженных сил.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении