Проклятие победителя: почему Нобелевскую премию снова дали за теорию аукционов
Нобелевская премия по экономике 2020 года присуждена Роберту Уилсону и Полу Милгрому за развитие теории аукционов и изобретение их новых форматов. Это далеко не первая премия по этой теме: Вильям Викри в 1996 году, Лео Гурвич, Роджер Майерсон и Эрик Маскин в 2007 получили Нобелевские премии за теоретические механизмы, а Алвин Рот за практический дизайн рынков. Что же особенного в аукционах и их создании? Объясняет профессор РЭШ Сергей Измалков.
Аукционы повсюду
Аукционы используются повсеместно, обычно незаметно для граждан. Каждый раз, когда пользователь смотрит видео, читает блоги или просто ищет информацию, проводится аукцион среди рекламодателей за право показать рекламу этому конкретному пользователю. Google, к примеру, проводит триллионы таких аукционов в год, и это является основным источником доходов компании. Львиная доля закупок товаров и услуг для нужд государства или больших частных компаний проводится с помощью аукционов или подобных конкурентных процедур. Приватизация предприятий и других активов, продажа лицензий или квот на ведение какой-либо деятельности, частот для мобильной связи, разработку месторождений, вылов рыбы, вырубку леса — все это делается с помощью аукционов. Двойные аукционы, статические и динамические, являются механизмами биржевых торгов, финансовыми инструментами, энергоносителями и другими ресурсами. На аукционной онлайн-площадке еBay можно купить практически все. И если вдруг вам захочется продать машину или квартиру, то идеальной ситуацией будет найти нескольких потенциальных покупателей и выбрать того, кто предложит самую высокую цену — а это ничто иное как аукцион.
Аукцион — это процедура, в результате которой быстро определяется, кто и что купил (или продал), и по какой цене. Для продажи одного товара в аукционе первой цены участники делают ставки, и получает товар тот, кто поставил больше всех, а ценой становится его ставка. В динамическом аукционе с повышающейся ценой или английском аукционе, участники перекрикивают друг друга, делая все более высокие ставки. Побеждает (получает товар) тот, кто поставил последнюю ставку. Цена — его собственная ставка, если позволены прыжки в торговле, или последняя ставка конкурента, если торги проводятся без прыжков.
Часто в таком аукционе, как например при продаже предметов искусства, аукционист постепенно повышает ставки сам, и делает это до тех пор, пока не останется только один активный участник. Ровно такой же аукцион использовался в древние времена для продажи рабов, имущества должников и даже однажды всей Римской империи, когда в 193 году нашей эры императором стал Дидий Юлиан, пообещавший преторианцам больше денег, чем конкурент на открытых торгах. Он, правда, продержался всего пару месяцев и был убит теми же преторианцами. Проклятие победителя?
Ценности участников
Успехи аукционов объясняются просто. Если задать вопрос, как продать товар оптимально — так, чтобы получить максимальный доход — или эффективно — так, чтобы в результате товар получил тот, кто ценит его больше всего, — ответом в обоих случаях в различных ситуациях будет аукцион. Аукционы в особенности хороши в ситуациях, когда нет рынка, когда товары немногочисленны, а то, сколько участники готовы заплатить, известно только им.