Откуда на автомобилях взялись гигантские плавники и ракетные сопла?

MaximАвто

Плавники и турбины: расцвет и закат американского автомобильного барокко

Дмитрий Елизаров

600x430_1_274eaa03dab6421b725c46b7821cda59@1200x860_0xac120003_11726726261560782336.jpg

Период увлечения килями, стабилизаторами и прочими турбинами у американских автомобильных дизайнеров продолжался всего несколько лет. Но мы уверены, что с так называемым «детройтским барокко» ты так или иначе сталкивался даже в том случае, если последние десятилетия безвылазно провел там, где общаться получалось только с Макаром и его телятами. И вот почему.

Откуда вообще взялись на автомобилях эти гигантские плавники и ракетные сопла? Ну, во-первых, это красиво. Во-вторых, в середине пятидесятых годов американцы считали эти элементы дизайна весьма актуальными: пик популярности «плавникового стиля» пришелся на время аккурат посредине между запуском в космос первого спутника и первого человека (и это мы еще не берем во внимание успехи авиации). А в-третьих, как нередко бывает, вся эта дизайнерская вакханалия была осознанно спровоцирована одним весьма уверенным в себе человеком.

600x415_1_1882bdfd479e787c4e9ac124bb6ed7dd@1200x830_0xac120003_10626684001560781336.jpg

Звали его Харли Эрл, и он был, по сути, первым в мире автомобильным дизайнером — то есть, человеком, создававшим исключительно внешность самобеглых колясок (это сейчас стилисты позволяют себе высказываться по любому поводу, а ведь было время, когда такой профессии вообще не существовало!). Именно Эрл считается создателем первого в мире концепт-кара — Buick Y-Job, и именно Эрл в конце тридцатых годов прошлого века возглавил первое в мире дизайнерское подразделение в рамках автомобильного концерна.

Соответственно, в повальном увлечении «плавниковым стилем», которое накрыло автомобильную Америку во второй половине пятидесятых годов, принято винить концерн General Motors и лично Харли Эрла. Существует даже своего рода городская легенда о том, как сугубо прикладной авиаконструкторский элемент перекочевал на автомобили, превратившись в экзотическое украшение. Якобы однажды Харли Эрлу довелось увидеть считавшийся на тот момент сверхсекретным истребитель Lockheed P-38 Lightning, отличительной чертой которого были два фюзеляжа и, соответственно, два киля. Дизайнерская фантазия сработала незамедлительно: почти сразу после окончания Второй мировой намеками (пока еще очень скромными) на эти

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении