От лапши в стакане — к списку Forbes. Как Бинод Чаудхари стал первым и единственным непальским миллиардером
В эпицентре буддизма родился успешный предприниматель, настроенный добиться экономического роста в Непале. Рассказываем, как заработал свои миллиарды потомственный бизнесмен Бинод Чаудхари и на что их тратит
65-летний Бинод Чаудхари родом из Катманду, столицы Непала — мекки путешественников, хиппи и тех, кто ищет духовное просветление. Кажется, это не то место, где мог зародиться успешный международный бизнес. Но Чаудхари — не тот человек, который следует заветам Будды о смирении и минимализме: сначала он открыл в Катманду ночной клуб, потом подсадил всю Азию на растворимую лапшу, а теперь планирует сделать Непал привлекательным местом для иностранных инвестиций. Однако религиозное воспитание, очевидно, оставило свой след — и Чаудхари научился и отдавать: разбогатев, он стал филантропом, строил дома для пострадавших от землетрясения в Непале и основал благотворительный фонд. Как случилась эта невозможная история успеха?
Клан торговцев
Бинод Чаудхари родом из консервативной индийской семьи. Его дед, Бхурамал Чаудхари, вырос в индийском штате Раджастан, но позже переехал в Непал. Эта горная страна и сейчас не слишком развита с точки зрения жителя постиндустриального мира — а тогда, в начале XX века, и вовсе была далека от того места, где можно было строить процветающий бизнес. Магазинов и рынков там практически не было, вся экономика держалась на маленьких семейных предприятиях, которые торговали своей продукцией прямо из домов — как это было в доиндустриальную эпоху на Западе. Одним из таких предприятий стал бизнес семьи Бинода: его дед открыл текстильную «фабрику» и продавал одежду.
После землетрясения в 1934 году, Бхурамал стал первым непальцем, который официально зарегистрировал в стране компанию по производству одежды. Предпринимателя даже приглашали — в числе других особо доверенных торговцев — во дворец королевской семьи, чтобы он мог продемонстрировать им новые сари. Позже отец Бинода Чаудхари, Лункаран, в лучших традициях доиндустриальных стран продолжил семейный бизнес, а также основал предприятие, выступавшее посредником в международной торговле, и строительную компанию. Уже тогда было понятно, что в семье Чаудхари рождаются предприимчивые люди. Однако Бинод Чаудхари стал в разы успешнее своих отца и деда, самым выдающимся достижением которых был розничный магазин с одеждой.
«Мы же Марвади», — с гордостью говорит Бинод Чаудхари. Марвади — один из древнейших кланов торговцев из Раджастана, которых всегда отличала особая предпринимательская жилка.
Сам Бинод, правда, оказался бизнесменом поневоле. Когда ему было 18, он уже собирался ехать в Индию, чтобы выучиться там на бухгалтера, но жизнь внесла свои коррективы: его отец Лункаран серьезно заболел и был больше не в состоянии рулить семейным бизнесом. Биноду, как старшему сыну в семье, пришлось взять бразды правления в свои руки. «Я бы очень хотел тогда продолжить свое обучение, но моей задачей было выполнить свой долг перед семьей — и я это сделал», — вспоминает Бинод Чаудхари.
От семейного бизнеса — к международному
Потеряв надежду получить формальное образование, юный Бинод в духе окружавшего его буддизма придумал для себя мантру, которая помогла ему не опустить руки — и преуспеть в дальнейшем. «Возможно, школы бизнеса делают предпринимателей сильнее в их умениях, но большинство способностей и талант к этому — дело врожденное. Так что можно стать успешным и с бизнес-образованием, и без него», — решил Чаудхари.