Не хочу идти в школу: три истории с комментариями
Белые банты, улыбки, букеты… 1 сентября в представлении большинства родителей — радостный и волнующий праздник. Но далеко не все дети эту радость разделяют. Более того, многие испытывают сильный страх и переживают стресс. Причин тому — множество. Процессуальный терапевт и перинатальный психолог Екатерина Прохорова разбирает три ситуации, связанные с трудностями в школе.
1Дочь боится плохих оценок
«Дочь должна пойти в первый класс. Она ждала этого, готовилась, с радостью примеряла новую форму. Но в июле и августе ей пришлось ходить в дежурную группу детского сада, заниматься подготовкой к школе с незнакомой воспитательницей. Та умудрилась за месяц отбить всю охоту учиться. Уж не знаю, критиковала ли ее или напугала чем-то, но теперь Настя отказывается заниматься, даже рисовать в прописях не хочет. Говорит, что будет «двоечницей». Как вернуть ребенку мотивацию, помочь не бояться ошибок и плохих оценок?»
Инга, 42 года
«Ребенок-дошкольник еще не совсем понимает смысл оценок»
Одно только слово «оценка» вызывает в нас много разных чувств. Это и страх, и вина, и гордость, и разочарование, и дрожь в коленях, и напряжение в спине. Это и ощущение собственной ценности, и зависимости этой ценности от взрослых людей с указкой. Ребенок-дошкольник еще не совсем понимает смысл оценок, но он откуда-то знает, что от них может зависеть, насколько он «хороший» или «плохой», что оценки могут изменить отношение к нему.
Родитель способен своей любовью и поддержкой изменить это знание, а значит, изменить отношение ребенка к оценкам в школе и в жизни в целом. Именно в ваших силах не превращать «оценки» в самоцель, в то, от чего зависит благополучие и счастье дочери. В ваших силах сделать так, чтобы обучение в школе стало для нее не испытанием, решающим судьбу, а увлекательным опытом знакомства с миром, его возможностями и потребностями.
Сильная мотивация всегда появляется тогда, когда есть интерес. Попробуйте увлечь дочку новой жизнью. Расскажите веселые истории из своего школьного прошлого, поделитесь, как вам в первом классе было интересно и важно ощутить себя взрослой девочкой, а не дошколенком, с красивым портфелем и пеналом, как это здорово — познакомиться с новыми ребятами. Даже увидеть здание школы изнутри — любопытно. А еще скажите, что вы ее любите всегда и во всем. И оценки не могут повлиять на вашу любовь и дружбу.