От абсурда к драме: как менялся образ Бэтмена с 1930-х до наших дней
В начале марта в кино должен был выйти фильм «Бэтмен» — новая интерпретация истории о Темном рыцаре, под маской которого скрывается миллиардер Брюс Уэйн. На фоне отмены проката картины в России вспоминаем, как герой менялся сквозь эпохи
В новом фильме Мэтта Ривза (за плечами режиссера новая трилогия «Планеты обезьян») в образе героя в маске предстает Роберт Паттинсон («Сумерки», «Маяк», «Гарри Поттер и Кубок огня»). «Бэтмен» не станет частью киновселенной DC — это самостоятельная история, подобно «Джокеру» Тодда Филлипса. В 2022 году «Темный рыцарь» — один из самых популярных героев комиксов. Из мужчин-супергероев его обходит лишь Человек-паук, а из женщин — Чудо-женщина. При этом важно понимать, что впервые Бэтмен появился в 1939 году на страницах Detective Comics #27. За 83 года существования образ супергероя в костюме летучей мыши изменился до неузнаваемости.
Бэтмен — абсурдный и простой
Создатели Темного рыцаря — художник Боб Кейн и сценарист Билл Фингер — вдохновлялись мстителями, который были широко известны к концу 30-х: Тенью, Фантомом, Зорро. От последнего пришла и двойная жизнь, которую вел супергерой. Образ одиночки, который будет вырубать врагов кулаками, периодически используя хитрые гаджеты, казался притягательным и таинственным. При этом на заре возникновения Бэтмен слабо отличался от многочисленных коллег-мстителей в маске, которых было немало в pulp-журналах и комиксах-антологиях.
Ранние рассказы о Бэтмене быстро приобрели популярность (во многом благодаря легкости историй и подаче), так что супергерой получил свою первую серию комиксов уже спустя год. В компании помощника Робина он постоянно ввязывался в приключения, помогал полиции вымышленного мегаполиса Готэма и сражался с причудливыми злодеями.
Именно в этот период возникло большинство его врагов — Джокер, Женщина-кошка, Пингвин, Двуликий, Загадочник и другие. Уже тогда стали появляться те атрибуты Бэтмена, с которыми мы привыкли его видеть: Бэтмобиль, бэтаранг, пояс с массой полезных гаджетов и многое другое, включая дворецкого Альфреда Пенниуорта.
Сами комиксы 40–х и 50–х были развлекательные, а не мрачные. Бэтмен в компании напарника или сольно попадал в нелепые ситуации, из которых выбирался благодаря везению либо смекалке. Пример типичного сюжета: Джокер, антагонист Темного рыцаря, решает подзаработать легально на нелегальном — снимает видеоуроки своих успешных преступлений и продает их начинающим преступникам. Бэтмену приходится помешать этому образовательному стартапу. Забавный факт: из-за цензуры комиксов тех лет нельзя было показывать госслужащих в негативном ключе, поэтому продолжительное время Бэтмен и Робин сражались с фантастическими противниками вроде монстров или пришельцев из других измерений.
Но в комиксах тех лет родилась одна из важнейших черт характера Бэтмена — стремление всегда поступать правильно. В представлении супергероя убийство неприемлемо (хотя и такое не раз бывало в комиксах), поэтому всех своих врагов он всегда сдает полиции. Разумеется, удержать злодеев не получается, они сбегают, герой ловит их снова. Джокера чаще прочих. Желание всегда найти верное решение в старых комиксах смотрелось логичным — супергерой выступал моральным компасом и ярко контрастировал на фоне злодеев, которые руководствовались преимущественно эгоистическими мотивами.
Ближе всего эту атмосферу удалось передать в знаменитом сериале «Бэтмен» 1966 года. В роли Брюса Уэйна предстал Адам Уэст, а сам сериал передавал «веселенькую» стилистику ранних комиксов о супергерое. Злодеи одевались ярко, много дурачились, вели себя крайне театрально, а Бэтмен, сражаясь с ними, мог использовать, например, бэт-спрей от акул. Шоу 1960-х часто связывают с кэмповой стилистикой, поскольку в одежде и поведении персонажей было много гротеска и искусственности. Сериал даже современниками воспринимался как пародия на комиксы о Бэтмене, что иронично, ведь он очень близко передавал дух абсурдных приключений готэмского защитника и его коллег.
При этом сериал не был первой экранизацией комиксов о Темном рыцаре — в 1943-м выходил телесериал с Льюисом Уилсоном, а в 1949 году его продолжение — «Бэтмен и Робин», но уже с Робертом Лори в главной роли.
Бэтмен — мрачный и реалистичный
В 70-х и 80-х подход к изображению Темного рыцаря стал меняться. Издательство решило вернуться к корням и вспомнить, что Бэтмен — локальный супергерой, а значит, он должен больше заботиться о жителях Готэма. Он стал противостоять обычным (земным) преступникам, коррумпированным политикам, маньякам и так далее. Классические антагонисты все еще появлялись в комиксах, но в борьбе с ними супергерой чаще пользовался кулаками, а не дедукцией.
В начале 70-х авторы обратились к детективным способностям Бэтмена. Он получил статус величайшего детектива, а не только мстителя в маске и плаще. Брюс Уэйн раскрывал различные преступления самыми неочевидными методами. Подобно Эркюлю Пуаро, он подмечал самые незначительные мелочи и строил следственный процесс не хуже именитого бельгийского сыщика. Чтобы подчеркнуть это качество Бэтмена, сценаристы все чаще сочиняли детективные сюжеты.