Тихие омуты Роберта Паттинсона
Выше только звезды? Вообще-то уже нет: с 2014 года существует астероид, названный в его честь. Выглядит это так: 246789 Pattinson. Да и в Музее мадам Тюссо есть его восковая копия, хотя и не слишком удачная - где-то неподалеку от английской королевы. Можно бы, наверное, уже и расслабиться, почивать на лаврах (ими толстым слоем вполне удастся выстелить какой-нибудь из его домов). Но что делать, если он еще молод, полон сил и амбиций - и не готов остаться навеки "рабом лампы", точнее рабом нескольких удачных ролей?
Роберт Паттинсон — из тех, кому сполна досталось и хвалы, и хулы: девичьего обожания, охватившего весь мир, мужской ревности, уважения коллег, скепсиса «серьезных» режиссеров. Слава пришла к нему благодаря роли, которой он никогда не гордился. Зато она позволила достичь независимости — и в творчестве, и в жизни. Роб выбрал странное творчество и эксцентричное поведение. Что забавно, ведь к тому не было никаких предпосылок, детских травм или страшных тайн.
Все у него с самого начала было ровно — без высокопоставленных предков, но и без нищего детства в трейлерном парке, никакой актерской династии и прочей богемной аристократии в анамнезе, но и не совсем далеко от творчества. Да, Англия, да, Лондон — но не сама прямо вот столица, а пригород Барнс. Мама — менеджер в модельном агентстве, папа — дилер винтажных автомобилей. И две старших сестры-вредины, обожающих наряжать братишку, обидно называя при этом Клаудией, поскольку хотели третью сестру. Впрочем, мужественность его от этого не пострадала — в конце концов ему пришлось учиться в частной школе для мальчиков.
Много позже бывшие учителя и однокашники будут описывать Роба не без юмора — «неудержимый победитель последнего семестра в номинации «Самая неряшливая парта», «не самый академичный ребенок, зато очень любил драму», «хорошенький, красивый и светловолосый, самый прекрасный мальчик из наших многочисленных прекрасных мальчиков».
Он и правда был красив. И любил драму — в смысле драматургию. С шести лет участвовал в школьных постановках — от простеньких пьесок, сочиненных учителями, до адаптации «Повелителя мух» Голдинга. А потом подрос — и из следующей школы его исключили. За продажу одноклассникам порножурналов, причем краденых. В конце концов «самый прекрасный мальчик» обнаглел настолько, что попробовал украсть буквально всю стойку в магазине. Его поймал сотрудник, вызвали родителей, к счастью, обошлось без полиции. Но слухи до школы таки докатились — и друзья, которые покупали у Роба журналы, немедленно на него настучали.
Впрочем, кармический должок он вскоре вернул — устроился разносчиком газет, трудолюбиво объезжал окрестности в любую погоду и славился пунктуальностью. Одновременно попробовал себя в модельном бизнесе и привлек внимание. Правда ненадолго. Какое-то время юноша в полной мере отвечал тогдашнему модному стереотипу — высокий, худой, бледный «андрогин». Но вскоре гормоны взяли свое, нежный эльф возмужал — и карьера в моде закончилась, а вот в актерстве, напротив, началась.
В любительский театральный клуб Барнса Роб попал по совету отца: Ричард Паттинсон однажды увидел стайку спешивших туда юных красоток и сказал сыну: «Это, пожалуй, отличное место, чтобы проводить там свободное время». Больше в шутку, хотя, конечно, родителям очень хотелось, чтобы сын избавился от застенчивости и выбрался из опасного «тихого омута». Но никто не ожидал, что там на сцене, в постановке «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», его приметит актерский агент.
После этого Паттинсон мог «выстрелить» еще в 2004-м — он сыграл в «Ярмарке тщеславия» сына героини Риз Уизерспун. Увы, роль в итоге вырезали под корень, он обнаружил это, когда пришел в кинотеатр. Спустя годы жизнь столкнет его с Риз еще раз — только теперь он сыграет ее возлюбленного в цирковой драме «Воды слонам!» и к тому времени будет уже более чем известен.
Первой заметной ролью в итоге стал Седрик Диггори в «Гарри Поттере и Кубке огня». Собственно, предложила ее директор по кастингу из «Ярмарки тщеславия» — ей было стыдно, что так вышло с вырезанными сценами. Так что в конечном счете неудача обернулась шансом. Из-за съемок, продлившихся одиннадцать месяцев, семнадцатилетний Паттинсон не стал поступать в университет, о чем, впрочем, не пожалел.
Он был буквально рожден для этой роли: типичный англичанин с точеным лицом и волевой челюстью, чемпион Хогвартса, соперник-друг, гибнущий в подлом бою. Кстати, Паттинсон, которому очень не хотелось выглядеть по-детски, тогда придумал замечательную «краску» для своего персонажа: его Седрик держал волшебную палочку как пистолет. К роли Роб готовился своеобразно — перед каждой сценой в буквальном смысле себя бил, орал в подушку и дрался с воображаемым противником. Ну вот так он понял честно прочитанную книгу об актерском мастерстве. Впрочем, и в дальнейшем его методы подготовки к съемкам будут весьма эксцентричными, как и поведение после съемок...
Впервые Паттинсон отчудил на красной дорожке практически случайно. К тому времени он появился еще и в «Гарри Поттере и Ордене Феникса» — там использовали кадры из «Кубка огня» в виде воспоминания. Но фильм все равно посмотреть хотелось, так что в 2007 году он пошел на премьеру в Лос-Анджелесе. Рассчитывал как-нибудь проникнуть внутрь — и совершенно не подумал, что его могут узнать. Между тем то лето Роб провел довольно глупо на фоне безработицы — ел пиццу, пил пиво и валялся на диване. Выглядел не лучшим образом, до кинотеатра сорок пять минут шел по Голливудскому бульвару по самой жаре, страшно вспотел... И вот таким его увидели и узнали — у Седрика Диггори, как обнаружилось, тоже были фанаты. И прежде чем успел это осознать, Роб оказался на красной дорожке с остальными актерами. За что потом и получил по полной от агента — фотографии получились чудовищными.
К тому времени Седрик Диггори его продвинул на пару клеток вперед — на родине юношу называли «британской звездой будущего» и «новым Джудом Лоу», в копилке появилось несколько небольших нестыдных ролей. Тем не менее Роб серьезно задумался о том, чтобы бросить актерство, его раздирали сомнения. И тут случились «Сумерки»...
Смешно, но долгое время Паттинсон совершенно серьезно был уверен, что речь идет об артхаусном фильме для узкого круга — ведь режиссер Кэтрин Хардвик до этого снимала именно такие. Книгу он не читал — и даже не представлял, что претендует на роль самого желанного парня большинства девочек планеты, а также их мам. Кандидатура на роль Беллы Свон уже определилась — мрачноватая и угловатая Кристен Стюарт. А на роль Эдварда пробовалось что-то около пяти тысяч претендентов. Двадцатиоднолетний Роб тогда приехал в Лос-Анджелес на кастинг другого фильма — ромкома, и там у него все получилось очень неудачно. Страшно расстроенный, на следующий день он встретился с Хардвик у нее дома — до этого отправил ей из Лондона запись для прослушивания и поговорил по телефону.
Роб настолько ни на что не надеялся, что перед встречей даже принял сильное успокоительное, что в итоге и обеспечило успех — никому из конкурентов не удалось так точно передать предельное спокойствие и холодную невозмутимость героя. Дома у Хардвик предполагалось проверить совместимость актеров в трех сценах. Оказалось достаточно одной — с поцелуем. Химия между Паттинсоном и Стюарт просто зашкаливала. И он очень понравился партнерше, хотя выглядел тогда откровенно плохо. Пиво, которое дул несколько месяцев, сделало свое — он здорово поправился. А еще зачем-то покрасил волосы в черный цвет, и к прослушиванию корни здорово отросли. Это не считая того, что актер был на несколько лет старше героя-старшеклассника. В общем, представители студии остались недовольны и не верили, что этого странного парня можно хоть как-то внешне облагородить.
Однако режиссер взяла Роба под жесткий контроль. С цветом волос и прической было проще всего, а тренировки и диеты превратили Роба в того самого бледного красавца с острыми скулами. Автор книги Стефани Майер, которая ставила на совсем другую «лошадку», пришла в восторг.
Кое-что ему позволили придумать — например появиться, спрыгнув с дерева. Кое-что вызывало споры. Продюсеры хотели, чтобы Эдвард был более веселым, и специально для актера выделили в книге маркером все моменты, когда его герой улыбался. На это тот точно так же выделил маркером моменты, когда его персонаж хмурился. Чтобы достичь компромисса, пришлось вмешаться агенту: к тому моменту спорщику Паттинсону уже грозило увольнение.
Самое смешное, что ему вообще не нравилось ничего — ни книга, ни его герой, — а тотальная популярность «Сумерек» казалась чрезвычайно странной. Впрочем, это не помешало перевоплотиться в идеального Эдварда Каллена, что оказалось непростой задачей: попробуй-ка привнести хоть какое-то разнообразие в реакции одного из самых замкнутых героев в истории!
Фанаты остались довольны. Успех фильма сравнялся с популярностью книги и привел к ночным показам, к настоящему паломничеству в реальный город Форкс, к обилию фанфиков и к бешеной прибыли от мерча вроде коллекции Барби по мотивам героев или фиолетового постельного белья Беллы Свон. Стюарт и Паттинсон красовались на обложках журналов, проводили пресс-конференции, ездили в бесконечные туры. Кристен фанаты приняли скрепя сердце — ведь каждой хотелось быть Беллой. Зато Роберт стал безоговорочным кумиром — у него даже появилось прозвище, которое он немедленно возненавидел: Р-Патц.