Электрокары: такие ли они «зеленые», как об этом говорят?

PlayboyАвто

Оттенки зеленого

За электрокарами будущее, утверждают все вокруг. Но действительно ли они такие экологичные, какими кажутся на первый взгляд?

Текст Даниил Петин, Дарья Хвичия

Илон Маск не только запустил электромобиль Tesla в космос, но и придал ускорение всей глобальной электромобильной отрасли. Сегодня электрокары стремительно дешевеют, мощнеют и заполняют дороги по всему миру. Но приведет ли это к желаемому снижению нагрузки на окружающую среду? Даниил Петин, директор по стратегическим проектам DiDi, объясняет, насколько «зелеными» на самом деле являются электрокары.

К 2040 году, по разным прогнозам – от 65 до 100% новых автомобилей, продаваемых на планете, будут электрическими. Volvo полностью заменит линейку на электрокары к 2030 году, Audi – к 2033-му, а General Motors – к 2035-му. Россия тоже спешит стать электромобильной державой. В августе 2021 года правительство приняло концепцию развития электротранспорта, согласно которой в стране в ближайшие годы создадут производственную базу для выпуска электромобилей и расширят инфраструктуру для них. Популярность электрокаров объяснима: они экономичнее, тише, их проще ремонтировать и обслуживать. Но правительства, объявляющие национальные кампании по поддержке электрокаров, и автоконцерны, меняющие стратегию бизнеса, руководствуются другой причиной. Один из мотиваторов – экологичность, ведь электрокары создают меньшую нагрузку на окружающую среду. Меньшую, но не нулевую – и разницу нужно понимать.

Как посчитать «зеленость» электрокара?

Электромобили действительно не производят напрямую той самой «копоти», то есть опасных выбросов углекислого газа. Скептики обычно возражают: процесс производства электрокаров и особенно батарей для них воздействует на окружающую среду едва ли не хуже, чем в случае машин с ДВС. Но если посмотреть на полный цикл цепочки создания ценности при производстве, эксплуатации и утилизации машины, то окажется, что электромобили все же более экологичны – на 20-70% в зависимости от страны. К таким выводам пришли авторы недавнего исследования Международного совета по экологическому транспорту (ICCT).

А вот энергию, которой питаются электромашины, не всегда можно считать экологически чистой. Большое значение имеет то, как именно производят электричество. В разных странах используются разные источники топлива, значит, экологический след одной и той же модели электромобиля будет отличаться. Например, проехавшись на Nissan Leaf по Польше или США, где более 60% электростанций работает на угле, вы опосредованно участвуете в достаточно большом объеме выбросов CO2 в атмосферу. Но объем этот все равно будет в три-пять раз меньше, чем у Toyota Camry или пикапа Ford F-150. А в Германии или Исландии, где электричество генерируется от возобновляемых источников, экологический след будет ниже в десятки раз. Для России проблема «грязного» электричества не слишком актуальна. Угольные блоки приносят всего около 13% электроэнергии в стране – остальное вырабатывают электростанции на газе,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении