Основатель Masters Полина Бондарева — о Левашовском хлебозаводе
Мы встретились с программным директором Левашовского хлебозавода и основателем школы Masters Полиной Бондаревой, чтобы обсудить, как бизнес идет в сторону искусства, а искусство продолжает искать новые формы
В Петербурге на Петроградской стороне на один восстановленный памятник конструктивизма стало больше. В июне здесь открыл свои двери Левашовский хлебозавод, еще несколько лет назад остававшийся примером засилья малого бизнеса разной степени странности. Там, где когда-то выпекали хлеб, от былого размаха производства что-то осталось едва ли. Шиномонтажные мастерские, пустующие и полуразрушенные пространства — настоящее хлебозавода на тот момент было далеко от прошлого, дарованного изобретательским гением инженера Георгия Марсакова: именно его новой технологии выпечки хлеба строившиеся в городах хлебозаводы были обязаны своей цилиндрической формой.
Возвращением Левашовскому смыслов и последующим их обретением занялась девелоперская компания RBI, для которой это уже не первый проект по восстановлению городского архитектурного и культурного наследия, а программным директором стала Полина Бондарева, основатель школы Masters и человек, успевающий вести десятки проектов одновременно. В месте, которое пять лет назад могло бы легко стать съемочной площадкой для бандитских историй о Петербурге излета 90-х, теперь появилось пространство для размышлений: посвященная блокаде экспозиция (ее придумали и воплотили вместе с историком Львом Лурье и его Домом Культуры), выставка о тех самых передовых хлебозаводах с рассказами о чудесах производства, а также впечатляющих размеров зал, который занял бывшую котельную и так и назвался — творческая котельная. Как раз здесь будут проходить концерты, дискуссии и паблик-токи.
Для Masters это одновременно продолжение привычных траекторий и выход за рамки: за восемь лет проект успел обрасти несколькими пространствами в Петербурге и открыть здесь же, на Петроградской стороне, собственную диджитал-галерею, а в этом году открыл филиал в Москве, однако настолько большого зала в распоряжении школы еще не бывало. По словам Полины Бондаревой, это была мечта, так что с вопросов о ней мы и начинаем разговор, чтобы потом обсудить образование как инвестицию, мир современного искусства и бизнеса, а также соединение академического и насущного.
— Как вы формулировали программу Левашовского хлебозавода, что было важно и хотелось в ней отразить?
— Все время, что существует школа Masters, мы связываем классическое и современное искусство, историю театра, музыки, литературы, философии и другие постоянные для нас темы с актуальными событиями. Нам важно быть в контакте и контексте с фестивалями и театрами, ведь мы знакомим аудиторию с повесткой, важными игроками, подходами и новыми формами. Как раз этот подход нам было интересно отразить и в программе Левашовского хлебозавода, где дискуссии могли бы соединяться с концертами, а образовательные программы — с программами впечатлений, назовем их так. Иметь зал на 100-150 посадочных мест было давней мечтой Masters, потому что для всех общественных, дискуссионных и лекционных программ, которые мы придумываем, давно перестало хватать места в лектории. А что касается репрезентации новых видов искусства, не хотелось останавливаться на чем-то одном. Так что современный танец, музыка, кино и театр соединяются с архитектурным и историческим контекстами, с самим местом. Нам хотелось завести здесь разговор не только о конструктивизме, но и о разных направлениях, их приметах и проявлениях в искусстве. Мне кажется, что междисциплинарный подход очень важен для смыслов и их сплетения.
— Левашовский хлебозавод — это в том числе пример соединения искусства и бизнеса. У школы Masters в этом тоже большой опыт. Как вам кажется, бизнес сегодня рвется в мир искусства?
— Мы как образовательная школа в сфере искусства очень много сегодня работаем с бизнесом. Придумываем, например, корпоративные программы обучения, программы лекций, работаем и с «Газпромом», и с «Яндексом», и с большими частными IT-компаниями. Темой для таких лекционных курсов оказывается не только искусство и инвестиции в него, но в то же время новые технологии, искусственный интеллект, эстетический интеллект. Сейчас действительно время больших коллабораций. И с бизнесом в том числе. Если обращаться к конкретным примерам из практики, то в течение года мы с Мариной Гисич и ее галереей Marina Gisich Gallery делали проект с девелоперской компанией Capital Group. Марина и галерея отвечали за выставочные проекты, Masters — за лекционную программу про коллекционирование. Думаю, этот путь сейчас крайне актуален, но, безусловно, очень важно найти своего партнера, такого, с которым вы говорите на одном языке и который действительно вам доверяет. С командой RBI мы работаем уже пять лет, и при том, что это компания-девелопер, они неизменно смотрят в сторону искусства, давно поддерживают проекты в этой сфере и вплетают искусство в собственные проекты. И мне очень радостно, что они не просто прислушиваются к нашему мнению, а дают свободу воплощения. Если говорить о Левашовском хлебозаводе, для меня это было принципиальным аргументом в пользу решения о начале такой совместной работы.
— В нескольких шагах от Хлебозавода расположилась и диджитал-галерея Masters. Кажется, в этом соседстве можно отыскать немало контекстов, ведь и разработки инженера Георгия Марсакова, положившие начало хлебозаводам цилиндрической формы, были новаторскими, альтернативными привычному. Интерес к технологиям для вас — примета времени?