Как Покрас Лампас стал одной из самых заметных фигур современного искусства

ForbesЗнаменитости

«Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии

Картины Покраса Лампаса покупают члены королевских семей, его имя есть в Книге рекордов Гиннеса, на его счету договоры с итальянским домом моды Fendi и Nike. Как 27-летний художник из Подмосковья стал одной из самых заметных фигур современного российского искусства?

Юлиана Михайлова

bf8aed03-b797-461c-b8d8-68eab916bf78.jpeg__1568653690__96878.jpeg
Фото DR

«Ключевая вещь для художника — это его независимость», — рассуждает Покрас Лампас в разговоре с Forbes. По его словам, галереи и бренды часто пытаются диктовать свои условия, и единственный способ в этих условиях получить свободу высказывания — стать финансово независимым. Стремление к независимости дорого обошлось художнику: и участники арт-рынка, и другие художники часто критикуют его за чрезмерную коммерциализацию и дружбу с властью. Самого Покраса это мало волнует: среди покупателей его картин политики и топ-менеджеры, его каллиграфии украшают крыши «Красного Октября» в Москве и Дворца итальянской цивилизации в Риме, а одна коллаборация с известными брендами приносит до 2,5 млн рублей.

Уличные институты

Рисовать Покрас начал, как и многие стрит-арт художники, подростком. В 16 лет Арсений Пыженков (так художника звали при рождении, в 2017 году он официально сменил имя на Покрас Лампас; Покрас — сокращение от «пойти покрасить», Лампас — созвучное продолжение первой части) поступил в Технологический колледж №14 на экономиста и каждый день ездил из родного Королева в Москву на электричке. Все сорок минут дороги он разглядывал индустриальный пейзаж за окном: стены и заборы, расписанные яркими граффити. А вскоре и сам решил попробовать силы в уличном искусстве. «Приходилось и от полиции с баллончиком краски бегать», — с улыбкой вспоминает Покрас. Он начал с классических для стрит-арта «тегов» — писал на стенах и электричках свой псевдоним в разных стилях.

DR

С экономикой не задалось, Арсений бросил колледж и вернулся в 11 класс школы. После выпуска пошел учиться на маркетолога в Московский государственный университет инженерной экологии. Теория продвижения товаров его интересовала меньше искусства: на лекциях он рисовал или изучал дизайнерский софт.

Институт он так и не закончил: понял, что диплом маркетолога вряд ли поможет ему в жизни, забрал документы и переехал в Петербург, который, по его словам, «манил творческим духом». Там он зарабатывал на жизнь мастер-классами по каллиграфии, изготовлением логотипов для малого бизнеса и эскизов татуировок. За работу брал не больше 5 000 рублей (ценник был один и для мастер-классов, и для логотипов, и тату). Заработанных денег хватало на аренду квартиры и покупку инструментов.

Чтобы набрать клиентскую базу, он выкладывал в недавно появившемся Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) витиеватые каллиграфические надписи, которые рисовал на листах A4. Параллельно Покрас модерировал во «ВКонтакте» группы по дизайну — переводил зарубежные статьи, рассказывал о каллиграфии как искусстве и тоже выкладывал свои работы. Таким образом он собрал в своих аккаунтах в соцсетях несколько тысяч подписчиков.

Его стали замечать организаторы образовательных мастер-классов и магазины молодежной одежды в регионах: в 2013-2014 годах Покрас активно ездил с мастер-классами по стране. Больших денег это по-прежнему не приносило (ежемесячный доход художника составлял около 60 000 рублей), но прибавило популярности — к середине 2014 года количество его подписчиков в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выросло до 25 000 человек.

Художник, который творит на крыше

Проведя два года в таких «гастролях», Покрас решил сменить стены заброшенных домов и монитор компьютера на классический холст. Стал писать картины с зашифрованными в каллиграфии цитатами Дали, Пикассо, Матисса, Малевича и Кандинского, которыми он восхищался. Что-то удавалось продавать через соцсети и по знакомым, что-то оставалось в квартире-мастерской.

Идея переосмыслить привычную художественную форму пришла к Покрасу в начале 2015 года. Он задумал масштабный проект — огромное каллиграфическое изображение на крыше. Идеей загорелся и его друг, Сергей Валяев — режиссер и продюсер компании Cameraptor production, актер-оператор фильма «Хардкор». Оплатить все расходники и предоставить часть техники согласилась Panasonic — компания следила за творчеством Валяева и была рада прорекламировать свою новую камеру необычным образом, поясняет Покрас. В обмен художник должен был указать, при чьей поддержке создан проект.

«Я в последние лет 5-6 я практически ни с кем не вижусь, даже с семьей. Но это позволяет мне участвовать в культурных событиях мирового масштаба. За счет того, что я всегда бил в одну точку, многие двери открылись для меня гораздо быстрее, чем можно было ожидать».

Уговорить на сотрудничество владельцев местных крыш оказалось сложнее, чем международный бренд. «Сначала мы рассматривали крыши в Санкт-Петербурге, но там нам раз за разом отказывали и отели, и музеи, и частные здания, — рассказал Forbes Валяев. — Даже несмотря на то, что мы предлагали купить краску за свой счет и вообще не требовали от людей никаких вложений финансовых, они все равно почему-то не хотели видеть работу Покраса у себя на крышах». Первым согласился предоставить площадку Музей стрит-арта в Петербурге, но потом изменили свое решение. «Был риск, что на той крыше, где он хотел рисовать, краска бы отколупывалась и забивала сточные трубы», — пояснили Forbes в пресс-службе музея.

Через знакомых Покрас и Валяев вышли на более смелых управляющих московского кластера «Красный Октябрь». Они согласились предоставить для арт-эксперимента крышу бывшей кондитерской фабрики. За несколько дней почти круглосуточной работы Покрас создал огромную работу — расположенные по кругу зашифрованные надписи, которые охватывают всю площадь крыши в 1650 кв. м. Эту каллиграфию эксперты Книги рекордов Гиннеса признали самой большой в мире.

Несмотря на рекорд, арт-объект остался практически без внимания российских СМИ, но зато вызвал волну интереса со стороны зарубежных изданий. Привлечь западных журналистов, по мнению Лампаса, удалось благодаря видео, за съемку и монтаж которого отвечал Валяев — на YouTube оно набрало почти 700 000 просмотров. «Правильная фото- и видеодокументация проекта — это возможность продлить его жизнь на многие годы», — считает художник.

В галереи с матрасом

Новые медиа принесли Покрасу известность среди стрит-арт художников и массовой аудитории. Но чтобы занять место на пьедестале современного арт-рынка, важно признание экспертного сообщества — музеев и галерей. Получить его Покрасу удалось благодаря знакомству с каллиграфами из Германии, которые в августе 2016 года пригласили его поучаствовать в выставке Calligraffiti Ambassadors в гамбургской галерее Affenfaust Gallery. «Я приехал в Гамбург на последние деньги, не мог снять даже комнату. Пришлось спать в галерее на матрасе — там от прошлой инсталляции остался карикатурный домик, надувной матрас и сломанный телевизор. И я спал в этой инсталляции, потому что добрый куратор разрешил мне оставаться на ночь», — смеется Покрас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци

55-летний Уэнделл Пирс признался, что сохранил теплые отношения с Меган Маркл

Cosmopolitan
Сати Казанова: «Всегда была, да и остаюсь непокорной» Сати Казанова: «Всегда была, да и остаюсь непокорной»

Я дважды всплакнула — сначала от возмущения, потом от понимания своей неправоты

Караван историй
«Человечество никогда еще не было таким величественным и глупым одновременно». Манифест о борьбе с невежеством «Человечество никогда еще не было таким величественным и глупым одновременно». Манифест о борьбе с невежеством

В России выросло новое поколение успешных молодых людей

Forbes
«Я не достойна»: почему женщины тормозят свой карьерный рост «Я не достойна»: почему женщины тормозят свой карьерный рост

Почему женщины сами себя загоняют в эти рамки?

Forbes
Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Миранда Шелия: Миранда Шелия:

Миранда Шелия и ее отношение к шеймингу, профессиональные планы и любовь к себе

Cosmopolitan
С черного входа: что такое «темная кухня» и как она меняет ресторанный бизнес С черного входа: что такое «темная кухня» и как она меняет ресторанный бизнес

«Темными кухнями» называют рестораны, работающие только на службу доставки

Forbes
Как записать видео с экрана Как записать видео с экрана

Необходимость записать видео с происходящим на экране может возникнуть у каждого

Популярная механика
Дмитрий Пчела: Катина любовь Дмитрий Пчела: Катина любовь

Долго носил длинные волосы, думая, что в таком образе кинокарьера пойдет в гору

Караван историй
Как Саудовская Аравия привлекает туристов с помощью инстаграм-блогеров Как Саудовская Аравия привлекает туристов с помощью инстаграм-блогеров

27 сентября Саудовская Аравия может ввести туристические визы сроком на 90 дней

РБК
Личный опыт: круиз по Персидскому заливу Личный опыт: круиз по Персидскому заливу

Корреспондент Esquire съездил в круиз по Персидскому заливу

Esquire
Искусство Искусство

Дочь Бадри Шенгелии организовала выставку картин отца и дает интервью о нем

Собака.ru
Блогер Кьяра Ферраньи — о коллаборации с Lancôme и отношении к себе Блогер Кьяра Ферраньи — о коллаборации с Lancôme и отношении к себе

Какое место в жизни блогера занимает красота

РБК
Генетик — о том, можно ли обмануть наследственность и изменить свою ДНК Генетик — о том, можно ли обмануть наследственность и изменить свою ДНК

Как информация, заложенная в генах, влияет на IQ и характер будущего ребенка

РБК
Парное интервью: Дельфин и Наташа Брянцева (Avgvst Jewelry) отвечают на 10 вопросов о космосе и мужских украшениях Парное интервью: Дельфин и Наташа Брянцева (Avgvst Jewelry) отвечают на 10 вопросов о космосе и мужских украшениях

Ювелир Наташа Брянцева и музыкант Дельфин создали коллекцию украшений J2000.0

Esquire
5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней 5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней

Любой автомобиль представляет повышенную опасность

Популярная механика
Авария принцессы Дианы. Что случилось в Париже 22 года назад Авария принцессы Дианы. Что случилось в Париже 22 года назад

В этой истории не обошлось и без конспирологических теорий

РБК
Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску

Аспирант НГТУ Илья Дымов разработал детскую коляску-робота

Forbes
Ремонт своими руками: выбираем недорогой хороший шуруповерт Ремонт своими руками: выбираем недорогой хороший шуруповерт

Как выбрать недорогой, но при этом надежный шуруповерт

CHIP
Выбираем сварочный аппарат для дачи: берем недорогой, но производительный Выбираем сварочный аппарат для дачи: берем недорогой, но производительный

Мы расскажем, какие бывают сварочные аппараты

CHIP
Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы

Как подстроиться под новые запросы потребителей и заработать на ночном ресторане

СНОБ
15 мыслей Тома Стоппарда 15 мыслей Тома Стоппарда

Рыцарь, британский драматург, автор одной из самых популярных пьес

GQ
Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений

Почему Хидэо Кодзиму так любят в России

РБК
Секретное оружие богов: как Индра поразил ваджрой Вритру Секретное оружие богов: как Индра поразил ваджрой Вритру

Люди всегда считали молнию оружием богов

Популярная механика
Тест-драйв обновленного Fiat Ducato: умнее и экономичнее Тест-драйв обновленного Fiat Ducato: умнее и экономичнее

Мы испытали грузовую и пассажирскую версию автомобиля в Турине

CHIP
Восстановить свой авторитет в глазах подростка Восстановить свой авторитет в глазах подростка

Чтобы вернуть родительский авторитет, нужно следовать правилам обратной связи

Psychologies
Екатерина Шульман: да, нет, знаю Екатерина Шульман: да, нет, знаю

Политолог Екатерина Шульман отвечает на блиц-опрос

Glamour
Продюсер года: Александр Роднянский Продюсер года: Александр Роднянский

Александр Роднянский теперь он все чаще продюсирует начинающих режиссеров

GQ
Голливуди Голливуди

Вуди Харрельсон и корреспондент Esquire перешли через дорогу и попали в нирвану

Esquire
Неизвестный основатель Netflix: почему он покинул компанию и как создал нового «единорога» Неизвестный основатель Netflix: почему он покинул компанию и как создал нового «единорога»

Марк Рэндольф, основатель Netflix, называет себя «невидимым лицом»

Forbes
Открыть в приложении