Интервью с секретарем Ленинградского рок-клуба, где начался путь «Кино»

EsquireРепортаж

Ольга Слободская: «У КГБ к группе «Кино» всегда были вопросы»

Фото: Виктор Лаврешкин

Приглашенным редактором проекта, посвященного творчеству Виктора Цоя, стал музыкальный журналист Артемий Троицкий, который организовывал ранние концерты «Кино» и близко знал не только Цоя, но и других звезд того времени. По просьбе Esquire Троицкий поговорил с Ольгой Слободской — секретарем Ленинградского рок-клуба, где начался путь «Кино» к большой славе, — о рок-тусовке тех времен, агентах КГБ, следивших за группой, и о трагических похоронах Цоя, на которые приехали тысячи людей со всех уголков страны.

Когда и при каких обстоятельствах ты впервые услышала, что есть такая группа «Кино»?

Впервые я услышала записи «Кино» еще в школе, в 1983-м. Конечно, на официальной сцене тогда не было ничего подобного. Из каждого утюга звучали Толкунова, Лещенко, Кобзон и Антонов. «Кино» производили ошеломляющее впечатление на неокрепший школьный ум. Это была совершенно другая мелодика, совершенно другой текст.

Концерт «Кино» в рок-клубе. Ленинград, 19 февраля 1983 г. Фото: Дмитрий Конрадт

Собственно, когда ты впервые увидела Витю и группу «Кино»? Не испортило ли это впечатление от музыки или, напротив, укрепило?

Первый раз я увидела их компанию на выступлении «Поп-механики» (проект Сергея Курехина, в котором принимали участие музыканты из разных молодых ленинградских коллективов. — Esquire). Я помню их на сцене. Эти пляски Витины, его шаманские движения, танцы — это было прекрасно.

Выступление «Кино» в составе «Поп-механики». ДК Рижского института инженеров гражданской авиации, 15 апреля 1987 г. Фото: Николай Краснопевцев

Я думал, что ты в рок-клубе с 1983-го. То есть когда «Кино» туда принимали, ты еще там не работала?

Нет, я действительно при этом не присутствовала. Мне об этом рассказывали старшие товарищи спустя дцать лет. Тогда никто не увлекался воспоминаниями, ты просто живешь в рок-клубе, жизнь течет сама по себе, никто не задумывался о памятных датах и о том, что мы ходим и общаемся среди гениев.

Но я помню другое. В принципе, к «Кино» в Ленинграде до 1988 года часто было очень прохладное отношение со стороны публики. Не всегда они получали должную отдачу из зрительского зала. Только к 1988-му они превратились в звезд и собрали СКК (Спортивно-концертный комплекс им. Ленина в Ленинграде. — Esquire). В 1987-м, например, они играли на фестивале во Дворце молодежи «Группу крови», выдающуюся программу. Если найти запись в YouTube, то можно увидеть, что публика не особенно впечатлена, аплодисменты довольно вялые. А это большой зал, полторы тысячи мест. Похожая история была и в 1986 году на фестивале в ДК «Невский», где впервые прозвучала песня «Перемен!», между прочим. Их новогодний концерт в рок-клубе на Рубинштейна в 1986-м собрал всего ползала. Тогда был запрос на «ДДТ», на социальные песни, в лоб. И «Телевизор» тогда гремел — с песней «Твой папа — фашист». А что группа «Кино»? Новая волна, какие-то лирические песенки про любовь. По крайней мере, многим так тогда казалось.

Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Виктор Цой, Игорь Тихомиров — последний состав группы «Кино». Ленинградский СКК имени Ленина, 28 октября 1988 г. Фото: Виктор Лаврешкин

Довольно-таки удивительно твои слова сейчас для меня прозвучали. Я приезжал на концерты в рок-клуб в основном в фестивальные дни. Я прекрасно помню третий фестиваль на Рубинштейна, 1985-й год, где «Кино» выступили в высшей степени успешно и даже получили номинальное лауреатство за песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной».

Все правильно. Я не утверждаю, что так было на каждом концерте, нет. Они собирали и полные залы, публика могла принять их очень хорошо. Но на двух главных фестивалях (1986 и 1987 года) было какое-то неприятие. Почему? Я сама не знаю. У меня, правда, нет объяснения.

Концерт «Кино» в Ленинградском рок-клубе, 1985 г. Фото: Дмитрий Конрадт

Есть такое мнение, что к группе «Кино» многие музыканты, многие члены рок-клуба относились довольно прохладно. В частности, мне доподлинно известно, что «киношники» не любили «ДДТ», поскольку группа была старомодная, крестьянская, посконно-домотканая и т. д. Соответственно, Юра Шевчук, пролетарский поэт, не любил «Кино», поскольку считал их всех модниками, мажорами, а может, даже и пидорасами. Вот это точно.

Это правда.

Мне интересно, как относились к «Кино» другие? Какие химические реакции внутри рок-клуба происходили?

Я тебе скажу так. Тихомирова (бас-гитарист «Кино» в 1985–1990 годах. — Esquire) все уважали, потому что понимали, что он прекрасный музыкант. Он играл не только в «Кино», но и в «Джунглях», разбирался и в музыке, и в инструментах. К Игорю, что называется, вопросов не было. Вот Густава (Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино». — Esquire) действительно не любили! Не потому даже, что он был человеком довольно закрытым, но потому, что он подчас вел себя довольно высокомерно по отношению к другим.

Джоанна Стингрей, Борис Гребенщиков, Виктор Цой. Фотосессия музыкантов, Ленинград, 1986 г. Joanna Stingray/Getty Images

Он, в принципе, денди, он высокомерен, с высоко поднятым носом.

Совершенно верно. Он был высокомерным, в первую очередь по отношению к коллегам. Он мог попросить барабаны на концерт и благополучно их порвать и никак это не компенсировать. Мало того что барабаны тогда стоили больших денег, их еще было довольно сложно достать. Их надо было именно «доставать»! А Густаву было все равно. Иногда он вообще делал это довольно демонстративно.

Я помню концерт «Кино» — мы тогда только получили чешскую барабанную установку и дрожали над ней, естественно. Вышел дикий спор: выставлять или не выставлять ее для «Кино». Наш завпост орал: «Увидите, чем закончится!» Закончилось тем, что Густав демонстративно, после окончания последней песни воткнул палочки в рабочий барабан. Я была в бешенстве. С Густавом было бесполезно разговаривать, ему действительно было наплевать. Я говорю: «Витя, ну твою мать, ну мы же просили по-человечески!» Поэтому многие, конечно, на Гурьянова злились.

Виктор Цой и Георгий Гурьянов. Ленинград, 21 июня 1984 г. Фото: Юрий Врацких

Кстати, если говорить о Густаве, согласна ли ты, что Цой перед ним благоговел?

Я думаю, что да. Юрик очень мягкий человек, он не очень хотел быть публичным. Чем меньше народу с ним общается, тем лучше. А Густав — да, конечно, привлекал внимание. Он действительно красивый парень. Ну, мельтешил потом там Африка (

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Филатов: «Цифровизация — это инструмент выживания» Андрей Филатов: «Цифровизация — это инструмент выживания»

Почему именно сейчас цифровизация стала таким мощным инструментом выживания

РБК
Пять компьютерных розыгрышей: как безобидно насолить другу Пять компьютерных розыгрышей: как безобидно насолить другу

Способы избавиться от офисной скуки

Популярная механика
Как администрация Путина сделала из Сергея Фургала русского Джорджа Флойда Как администрация Путина сделала из Сергея Фургала русского Джорджа Флойда

Российское общество меняется, а власть не знает, что с этим делать

СНОБ
«Люди не знают, что такое инвалидность»: Сэмми Джабраиль о жизни с протезом и детстве в Дагестане «Люди не знают, что такое инвалидность»: Сэмми Джабраиль о жизни с протезом и детстве в Дагестане

Как в России относятся к людям с инвалидностью?

Forbes
Тонкое искусство пофигизма Тонкое искусство пофигизма

Парадоксальный способ жить счастливо

kiozk originals
Найден источник аномально огромной массы космического потока Найден источник аномально огромной массы космического потока

Каким образом Магелланов поток достиг своих колоссальных размеров и массы

Популярная механика
Курс на Луну Курс на Луну

Космическая гонка и необычное путешествие «Аполлона-11»

kiozk originals
Сама себя сделала Сама себя сделала

Недовольна объемом фигуры и формами?

Лиза
5 важных вопросов, которые надо задать партнеру до начала отношений 5 важных вопросов, которые надо задать партнеру до начала отношений

Что выяснить у партнера в начале отношений, чтобы у них не было трагичного конца

Psychologies
4 причины, почему стоит начать вставать в 5 утра (это поможет стать успешнее) 4 причины, почему стоит начать вставать в 5 утра (это поможет стать успешнее)

У нас есть веские аргументы в пользу ранних подъемов

Playboy
Мама купила: как бывшая вебкам-модель зарабатывает сотни миллионов на открытках для подростков и мерче для Моргенштерна Мама купила: как бывшая вебкам-модель зарабатывает сотни миллионов на открытках для подростков и мерче для Моргенштерна

Компания «Мам, купи» Дарьи Зарыковской получила 43 млн руб. прибыли в 2019 году

Forbes
Самые полезные команды в Майнкрафте: руководство по использованию Самые полезные команды в Майнкрафте: руководство по использованию

Команды, которые являются самыми топовыми и самыми легкими в мире "Майнкрафта"

CHIP
10 главных модных ошибок русских женщин — проверь, совершаешь ли ты их? 10 главных модных ошибок русских женщин — проверь, совершаешь ли ты их?

Русский стиль — это не только жены миллионеров

Cosmopolitan
Как спаниэль спас карьеру будущего президента США Ричарда Никсона Как спаниэль спас карьеру будущего президента США Ричарда Никсона

«Речь про Чекерса» стала самым проникновенным обращением к нации в прямом эфире

Maxim
Одна вокруг света. Золотой треугольник, где сходятся границы трех стран — Мьянмы, Тайланда и Лаоса Одна вокруг света. Золотой треугольник, где сходятся границы трех стран — Мьянмы, Тайланда и Лаоса

87-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
7 самых странных попыток создать суперсолдата 7 самых странных попыток создать суперсолдата

Поневоле начинаешь лучше относиться к своему сержанту!

Maxim
Команда соперников Команда соперников

Политический гений Авраама Линкольна

kiozk originals
Убийственный «гипер» Убийственный «гипер»

Все об аэродинамике самого перспективного оружия

Популярная механика
Любимая дочь Григория Распутина: ссылка, цирк и кабаре Любимая дочь Григория Распутина: ссылка, цирк и кабаре

Жизнь Марии Распутиной ничуть не менее интересна, чем судьба ее знаменитого отца

Cosmopolitan
Любовь или просто работа? Жизнь знаменитых кинопар за кадром Любовь или просто работа? Жизнь знаменитых кинопар за кадром

Казавшиеся сказкой кинороманы в жизни сходят на «нет» или перерастают в дружбу

Cosmopolitan
Ты – мне, я – тебе Ты – мне, я – тебе

Секс как валюта и способ манипуляции

Cosmopolitan
Парадокс дней рождения и его наглядное объяснение Парадокс дней рождения и его наглядное объяснение

Как у сотрудников в одном офисе могут совпадать дни рождения?

Maxim
Толкование сновидений Толкование сновидений

Главная работа отца психоанализа

kiozk originals
Его партнёр умер вскоре после запуска бизнеса. Он продолжил в одиночку и построил одну из самых успешных компаний США Его партнёр умер вскоре после запуска бизнеса. Он продолжил в одиночку и построил одну из самых успешных компаний США

Бизнес-карьера Джоша Шустера началась с череды несчастий и испытаний

Inc.
Как стать любящим родителем самому себе Как стать любящим родителем самому себе

У нас есть шанс наладить отношения с родителем внутри нас

Psychologies
Мудрецы всегда правы? Почему РАН лишают монополии на научную экспертизу Мудрецы всегда правы? Почему РАН лишают монополии на научную экспертизу

О том, почему перемены в системе экспертизы неизбежны

Forbes
8 главных фильмов о моде 8 главных фильмов о моде

Фильмы о фэшн-индустрии и манящей глянцевой жизни

Cosmopolitan
«Один... несколько... много!»: как народ пирахан разговаривает на языке без числительных «Один... несколько... много!»: как народ пирахан разговаривает на языке без числительных

В ходе эволюции все языки начинают использовать числа, но не язык пираа

National Geographic
Сохнет длина? 8 ошибок при выборе шампуня, которые ты наверняка совершаешь Сохнет длина? 8 ошибок при выборе шампуня, которые ты наверняка совершаешь

Выбор шампуня — задача не из легких, даже если ты уже знаешь свой тип волос

Cosmopolitan
Стоп многозадачность: включаем «зеленый» настоящему моменту Стоп многозадачность: включаем «зеленый» настоящему моменту

Почему мы отвлекаемся и не можем сконцентрироваться на чем-то одном?

РБК
Открыть в приложении