«Бредовая работа» Дэвида Гребера
Выбор Игоря Гулина
Дэвид Гребер — американский антрополог и политический мыслитель (с конца 2000-х, после громкого конфликта с администрацией Йельского университета, он преподает в Британии), активист анархистских взглядов (участник «Оккупай Уолл-стрит» и, как считается, изобретатель лозунга «Мы — 99 процентов»), на редкость обаятельный публичный интеллектуал, совмещающий академические выступления и бурную твиттер-активность. На русский переведены две его самые известные книги — монографии-манифесты «Долг: первые 5000 лет истории» и «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии». «Бредовая работа» — вещь на первый взгляд менее серьезная, но на деле не менее важная.
У этой книги забавная история. В 2013 году Гребер опубликовал в не слишком известном журнале «Strike!» небольшую заметку под названием «О феномене бредовой работы». Неожиданно она произвела фурор: колонку перепечатало множество изданий, быстро перевели на десяток языков, консервативные публицисты стали писать опровержения, а сам автор получил сотни писем и сообщений в соцсетях, подтверждающих его подозрения. Гребер собрал эти отзывы, с некоторыми из авторов поговорил обстоятельнее и уже на основе нового материала написал целую книгу.
Сама идея заметки звучит очевидно, но никому до Гребера не приходило в голову сказать это с такой прямотой: миллионы людей в современном мире заняты бредом — работой, в которой нет смысла, которая не приносит миру никакой пользы, иногда приносит откровенный вред и, как правило, не доставляет абсолютно никакого удовольствия. Все больше работников считают свою работу чушью.
Некоторые профессии являются бредовыми более или менее полностью — маркетологи, агенты по продажам, разнообразные консультанты по оптимизации и тренеры по повышению эффективности. Другие выглядят осмысленно, но на практике сводятся к составлению отчетов и презентаций, заполнению форм, бесцельным совещаниям и просто просиживанию в офисе с девяти до шести. Даже те профессии, что по идее необходимы для общества (учителя, врачи, социальные работники), все больше подвергаются «бредовизации»: невероятное количество времени и сил в них отнимает бюрократическая суета.