«Около Руанды и позади Узбекистана»: почему необходимо поддерживать женское предпринимательство в России
Члены жюри конкурса Forbes Woman Mercury Awards — глава Google в России Юлия Соловьева, инвестор и продюсер Марина Жигалова и владелица сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова — поговорили об итогах конкурса, вызовах пандемии и новых ролевых моделях для женщин
Этим летом Forbes Woman совместно с ювелирной компания Mercury запустил премию Forbes Woman Mercury Awards для предпринимательниц, которые наилучшим образом проявили себя в период пандемии. Со стороны бизнес-сообщества членами жюри выступили глава Google в России Юлия Соловьева, инвестор и продюсер, акционер издательского дома Independent media Марина Жигалова-Озкан, основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова. Из 200 заявок члены жюри выбрали трех победительниц, которые попали на обложку Forbes Woman и получили уникальный приз от компании Mercury. Главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская поговорила с членами жюри о том, какие впечатления у них оставил конкурс и почему так важно в целом помогать предпринимательницам в России.
— Многие люди говорят о том, что они вспоминают период карантина не только с ужасом, но и с благодарностью. Какие у вас ощущения?
Юлия Соловьева:
— В 2019 году я очень много работала. И на прошлый новый год дала себе обещания меньше ездить, выступать и работать, а больше заниматься собой, здоровьем, ребенком, больше времени проводить дома.
Мне кажется, я со своими новогодними обещаниями перестаралась, потому что в итоге все так и получилось. Я, конечно, благодарна карантину за то, что у меня появилась уникальная возможность чаще видеться со своей семьей. Но дьявол в деталях. Тяжелее работать из дома. Я постоянно прячусь от своего ребенка, чтобы он меня не нашел. Я знаю, что некоторые наши сотрудники выходят на связь из гардеробных и ванных комнат. Мы все потратили какое-то время, чтобы привыкнуть. После первоначальной паники возникла здоровая перезагрузка, когда ты понимаешь, что весь мир с тобой не торопится, и не надо бежать, не надо ни с кем соревноваться. И можно выдохнуть, подумать, посвятить время тому, что важно. Поэтому для меня это было время плодотворное, время перезагрузки.
Я считаю, что мир поменялся. Мы все поняли, что можно быть эффективными, находясь в любой точке мира, и современные технологии нам даны, чтобы общаться. Оффлайн же остается для дружеских бесед.
— Марина, вы переосмыслили свой график жизни и бизнес-планы?
Марина Жигалова:
— Я эти месяцы вспоминаю с большой теплотой. Потому что я переосмыслила не только свою жизнь, свои планы, для меня это, как и, наверное, для многих, было завершением какого-то очень важного этапа в моей жизни. Я провела эти дни с самыми близкими, со своей семьей, со своим сыном. Я поняла, что никогда с ним не была столько времени вместе, только когда он совсем был маленьким ребенком. Потому что я все время бежала, я все время работала. Я осознала, что 20 лет я была в жестком корпоративном ритме — после окончания Гарвардской школы бизнеса, я переходила с одной работы на другую. И я поняла, что этот жесткий ритм и скорость, в которой мы существовали все эти годы, не единственная реальность, в которой можно жить.
Для меня очень созвучно то, что сказала Юля. Это было время, чтобы выдохнуть, послушать себя, понять, что действительно важно. Отсечь ту суету, которую мы иногда сами генерили в своей жизни, и оставить только самых любимых людей, близких друзей, оставить в оффлайне только встречи с тем, с кем действительно приятно и хочется общаться, очень многие встречи и обсуждения по работе вывести в онлайн.
Все поняли — это работает. Не каждый раз нужно встречаться, проводить на совещаниях большое количество часов — это вообще неэффективно. Надо оставить гораздо больше времени для семьи, для любимых, для себя, и вообще изменить качество своей жизни. Для многих это был момент правильной остановки вовремя, потому что мы все разогнались с какой-то невероятной скоростью. Для меня это один из самых важных этапов в моей жизни.
— Вы сейчас снова набираете обороты, чувствуете?
Марина Жигалова: Я уже набираю обороты и очень рада этому этапу, потому что я чувствую абсолютную внутреннюю свободу. Эта внутренняя свобода дает возможность самому формировать график и делать то, что интересно. Это фантастическая роскошь. Я получаю удовольствие от каждой минуты.
— Анастасия, за тем, как вы переживали карантин, мы наблюдали и в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), и в СМИ. Вы стали звездой этого времени. Что происходило с вами и что вы сейчас ощущаете?
Анастасия Татулова:
— Вы все рассказываете про прекрасное, я в какой-то другой реальности. Это был кошмар. Я всю жизнь много работаю, с 16 лет. Но я никогда в жизни столько не работала — за четыре месяца у меня не было и часа отдыха. Как в марафоне, когда бежишь-бежишь и тебе нельзя остановиться, потому что ты просто умрешь. И я вот только с начала июня начала немного останавливаться. И только сейчас остановилась. Я ездила на Шантарские острова — удивительное место, где обитают киты. Это был очень сложный период и это чудо, что компания выжила. И все люди, которые участвовали в конкурсе, герои. От этих историй мурашки бегут, потому что ты понимаешь, каких стоило усилий не остановиться, не умереть, а просто продолжать идти. Было сложно выбирать победительниц, потому что каждый человек достоин.
— Каждая история победительниц отражается в нас. Для меня лично очень важно было то количество людей, которым они помогли. Конечно, в первую очередь все пытались хоть как-то выжить. Но какие-то люди умудрились еще помочь выжить другим. Что вы думали и чувствовали, когда получили от редакции шорт-лист? Какие у вас были впечатления?
Юлия Соловьева: Было чрезвычайно сложно выбрать. Удивительно, что все эти предпринимательницы не только продолжали делать свой бизнес, но заново его перерождали и переосмысливали, и при этом старались помочь как можно большему количеству людей. Мы даже в «Google» потом придумали маленькую премию от себя для проекта «Альтуризм». Это компания, которая помогает развитию ремесел и туризма в регионах. Внутри Google уже несколько лет мы помогаем Ростуризму, у нас совместный большой проект с ВЭБом. Хочется верить, что Россия — это не только про Москву и Санкт-Петербург, ведь у нас такое большое количество талантов, и так много еще мест нет на карте. Два года назад запустили проект «Гастрономическая карта России», чтобы на карте подсветить те уникальные, самоидентичные места, которые есть в разных регионах. В конце года мы вместе с ВЭБом запустили проект «Прошагай город», где люди участвовали во флешмобах и отмечали на картах разные места в городе. Сейчас если тебя нет в интернете, то фактически тебя нет в жизни, тебя никто не найдет. Поэтому когда развивается внутренний туризм, очень важно, чтобы люди, которые захотят поехать в наши российские города, имели полный доступ к информации. Этот проект резонировал, поэтому мы с удовольствием утвердили наш собственный приз. Это будет несколько бизнес-сессий с нашими специалистами внутри Google о том, как лучше выстроить свою цифровую стратегию для того, чтобы продвигать проект.