Суперзрение — с очками и без
Мы можем увидеть больше, чем думаем. Нет, речь не о призраках и не о галлюцинациях — а об энтоптических явлениях, настоящих визуальных эффектах, возникающих внутри человеческого глаза. Некоторые из них, после некоторой тренировки, может разглядеть практически любой. Другие могут увидеть — нет худа без добра — только люди с плохим зрением. Третьи же могут свидетельствовать об опасных изменениях в глазу. О том, какие способности можно приобрести, внимательнее обращаясь с данными своей зрительной системы, и какие неожиданные преимущества есть у людей, вынужденных носить очки, рассказывает физик Игорь Иванов (-14 на левом, -15,5 на правом глазу).
Увидеть килогерц
На киноэкране быстро чередуются статические кадры, но из-за «инерции» зрения это чередование сливается для нас в непрерывное движение. Стандартная кадровая частота кинофильмов — 24 кадра в секунду. Казалось бы, мерцание с еще большей частотой мы никогда не сможем «разложить» на отдельные кадры. Как бы не так! Человеку вполне по силам заметить мерцание маленького источника света на темном фоне, даже если его частота достигает килогерца, то есть тысячи раз в секунду.
Чтоб было понятнее, как подобные чудеса вообще возможны, взгляните на картинку ниже. На ней снимок наряженной елки — но сделан он фотоаппаратом, который поворачивался в момент съемки. Видно, что одни огоньки гирлянд размазались в ровные линии, а другие — в пунктиры. Мы выполнили развертку по времени: свет, пришедший в разные моменты времени, попал на разные участки кадра. Выдержка на этом снимке составляла 1/25 секунды. И поскольку некоторые огоньки успели вспыхнуть и погаснуть неполных четыре раза, выходит, что мерцали они с частотой примерно 150 герц.
Ниже другой подобный снимок: индикатор мобильного телефона на подзарядке (конкретная модель: Sony Xperia XA2 Plus). На этом снимке с выдержкой 1/100 секунды светодиод успел мигнут девять раз. Значит, частота мерцания — около 900 герц.
Примерно то же самое вы можете увидеть и невооруженным взглядом. Для этого вам нужно не пристально всматриваться в источник света, а подвигать взгляд из стороны в сторону и осознать, что в этот момент у вас отобразилось на сетчатке. Конечно, ваш глаз — не фотоаппарат, вы не можете выставить ему определенную выдержку. Но этого и не требуется: достаточно понять, что вы увидели — сплошную полосу или пунктир? А если пунктир — то насколько частый?
Если сразу этот трюк у вас не получается, попробуйте сначала в темноте помахать светящейся точкой перед глазами, смотря при этом прямо перед собой. Затем повторите опыт с неподвижным источником, поворачивая голову и смотря строго перед собой. А уж потом переходите к «стрельбе» одними только глазами. После определенной тренировки вы сможете уверенно отличить сплошной светодиод от мерцающего. Затем, накопив опыт и сравнивая «показания» собственных глаз с результатами фотоснимков, заметите разницу в частоте мигания — скажем, 50, 200 и тысячу герц. Вы сможете даже оценивать на глаз скважность сигнала (соотношение между длительностями яркой и темной фазы) и амплитудную глубину модуляции. Взяв на вооружение этот метод, вы начнете видеть в окружающем мире немножко больше, чем большинство людей. Вы, например, сможете даже определить, в какой последовательности обновляются светящиеся точки на светодиодных табло и бегущих строках: по строчкам, по столбцам, слева направо, сверху вниз или наоборот.
Этот визуальный эффект на английском языке называется phantom array effect и в определенных ситуациях может мешать человеку. Существует рекомендация для производителей LED ламп использовать частоты мерцания выше 3 килогерц для полного устранения возможного эффекта от мерцания.
Увидеть дифракцию в собственном глазу
А вот эффект, который особенно легко заметить людям с сильной близорукостью. Если в сумерках или в темноте посмотреть на сцену, полную ярких точечных огней, а затем снять очки, то все яркие точки расплывутся в более-менее однородно окрашенные кружочки. При моем зрении в -14, угловой размер этих кружочков составляет 2-3 градуса (луна на ночном небе расплывается в несколько раз). Это происходит из-за того, что хрусталик фокусирует изображение не на сетчатку, а перед ней, и на глазное дно изображение попадает уже в расфокусированном виде. Те, кому, в силу хорошего зрения, такая картина недоступна, могут поглядеть на мир через неправильно сфокусированный объектив или полюбоваться картинами Филипа Барлоу, написанными как раз в таком стиле.