Сильная слабая девочка
В юности Яна Гладких занималась боксом, а стать хотела адвокатом. В итоге в 16 лет девушка поступила в Школу-студию МХАТ и в 21 год стала самой юной артисткой труппы МХТ имени Чехова. Сейчас Яна не только много снимается в кино, но и снимает сама. И это только с виду она хрупкая блондинка
На днях в онлайн-кинотеатре KION вышла последняя серия сериала «Чиновница». Знаю, что со многими партнерами по площадке ты давно дружишь. Это облегчало процесс съемок?
Конечно. С режиссером Оксаной Карас мы сдружились на проекте «Отличница», я давно знакома с оператором-постановщиком «Чиновницы» Сергеем Александровичем Мачильским. На самом деле это уже наш четвертый совместный проект, у нас налажен наш «птичий» язык, можно было вообще ничего друг другу не объяснять. С Артёмом Быстровым мы учились вместе в Школе-студии — он на несколько курсов старше. И опять же, наша такая безумная, страстная линия в этом сериале требовала предельной чуткости со стороны партнера, и наша дружба, безусловно, облегчала работу. Да и вообще, собралось очень много дорогих мне людей: Вика Толстоганова, Максим Виторган, Лёша Агранович. Это очень талантливые, профессиональные, а главное — теплые люди.
Мне кажется или уже не первый раз Оксана Карас делает тебя следователем?
Не совсем следователем, но полицейского у нее я точно играю в третий раз. Сначала была милиционером в «Отличнице», потом служащей госнаркоконтроля в «Докторе Лизе», теперь вот в «Чиновнице» играю следователя Любу. Я говорю: «Оксан, может, пора мне предложить что-нибудь новенькое, ты извини, конечно?» (Смеется.) Она мне: «А я и не заметила. Но просто тебе так идет форма». Я настаивала: «Не надо лгать, подожди, давай разберемся. Давай начнем с внутренних причин». И она говорит: «Ты умеешь изображать мыслительную деятельность в кадре». Ну, в общем, я Оксану поблагодарила, но взяла с нее слово, что это моя последняя такая роль. Мы вроде договорились.
Твоя героиня Люба — не просто следователь, она очень опасная женщина.
Просто она безумно, слепо, беспросветно влюблена. Мне как раз понравилась эта роль тем, что в ней звучит тема одержимости, одержимости человеком, мне это знакомо. Думаю, каждый когда-либо через это проходил, это такая универсальная тема, мне было интересно с ней взаимодействовать. Но Люба классная: она со стержнем, умная, хитрая. Конечно, она обозлена из-за отсутствия взаимности, она очень ранимая любящая женщина.
Яна, ты, дипломированная актриса, вдруг решила стать режиссером, сняла полный метр, короткометражку, и сейчас в производстве сериал. Режиссура тебя всегда интересовала?
Да. Когда я только выпускалась из Школы-студии, думала, что не стану работать в театре, пойду сразу на режиссуру в ГИТИС. Вообще я очень люблю учиться: вот я сейчас бы тоже с удовольствием пошла. На что — в принципе, не имеет значения. Наверное, на что-то связанное с кино, на режиссера монтажа или сценарное мастерство, например, чтобы более полно понимать эти профессии, либо на что-то опосредованное: может, на курсы философии. Мне кажется, это такое питательное время, когда ты учишься. Сам факт того, что ты являешься студентом, то есть ты не должен выдавать результат, не должен выдавать ответ, продукт, не должен создавать, ты просто имеешь пространство, где ищешь, пробуешь и имеешь право на ошибку. Это такой кайф. Я всё время думаю: так, давненько я что-то не училась. (Смеется.)
То есть больше всего в учебе тебе нравится процесс, и неважно, что из этого выгорит?
А я убеждена, что ничего бывает только из ничего. Если ты делаешь дело с самоотдачей, время не будет потрачено впустую. Так что да, я отучилась, сняла свой дипломный фильм «Аня наоборот», который победил на фестивале «Движение» в 2018 году, дальше мне предложили снимать полный метр — и я сняла «Красотку в ударе».
Читала разные рецензии на этот фильм. Много было отрицательных, в основном связанных с тем, что сюжет копирует голливудский фильм «Красотка на всю голову» с Эми Шумер.
Ну да, это же франшиза, не то что случайно так вышло. На самом деле мне в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) тоже разные вещи писали из разряда «сами ничего не можете и паразитируете на идеях Голливуда». В воровстве обвиняли. Но тут такое дело: тот, кто в индустрии, понимает, что нельзя просто украсть сюжет другого фильма и снять по нему кино, которое будет идти в кинотеатрах, — это невозможно. Тем более западного. Это у нас авторское право не охраняет идеи, а там-то с этим всё строго. Я не расстраивалась, расстроиться ведь можно только тогда, когда критика в тебя попадает. А я на самом деле горжусь этим фильмом.
А вообще критика часто в тебя попадает?
Наверное, это зависит от твоего психологического состояния: если у тебя есть какие-то бреши, в тебя и попадают такие вещи. Но вообще когда я вижу, что человек хочет меня обидеть, мне уже не обидно — это скорее про него, не про меня. Хотя помню один момент: когда я была вынуждена собирать деньги на операцию Стёпы (младший сын Яны. —