Труды и дни принцессы Уэльской: почему Диана до сих пор остается кумиром в Британии
В прокат выходит фильм «Спенсер» о принцессе Диане. Почему даже спустя более 20 лет после гибели она остается образцом инфлюенс-маркетинга в социальной сфере и как это связано с ее личной драмой, рассуждает лондонский журналист Илья Гончаров
3 декабря в российских кинотеатрах начали показывать фильм «Спенсер» — о трех днях из жизни британской королевской семьи в декабре 1991 года. На экране — личная драма принцессы Дианы, переживающей неверность супруга Чарльза и давление лицемерной дворцовой морали, которая предписывает ей соблюдать лицо, честь монархии и королевские ритуалы. Рождество 1991 года ей пришлось проводить с теми, с кем ей хотелось быть меньше всего.
«Спенсер» — это рассказ о том, как за три дня чувства Дианы перерастали из отчаяния и отвращения в решимость покинуть душное пространство дома Виндзоров, в котором она так и не стала своей. «Боксинг дэй» 1991 года в жизни кинематографической Дианы – героини Кирстен Стюарт — стал тем самым днем, когда она сказала себе: «С меня хватит».
Доподлинно неизвестно, были ли в жизни настоящей Дианы такие же три дня, и было ли это именно в декабре 1991 года. Скорее всего, точка невозврата была раньше: брак трещал по швам как минимум с 1986 года, когда, в нем появилось пресловутое «третье лицо». Да и знаменитые магнитофонные записи, которые позднее легли в основу скандальной книги Эндрю Мортона «Диана. Ее истинная история», вынесшей семейную драму Чарльза и Дианы на суд публики, уже были сделаны в мае 1991 года.
Но когда бы решение публично расстаться ни было принято, оно было историческим. В летописи английских и британских монархических браков было всякое: и заточение в темницы, и отрубание голов, и адюльтеры, и другие приключения. Но чтобы вот так публично расставаться, с прессой, телевидением, обсуждением и осуждением всей планетой — такого безобразия не было никогда.
Что изменила Диана
Едва ли кто-то в семье Джона Эдварда Спенсера, 8-го графа Спенсера, носившего также титул виконта Элторпа, ожидал, что Диану, воспитанницу частной школы, отличавшуюся способностью к музыке и танцам, но не преуспевшую в других дисциплинах, будут называть принцессой, изменившей Британию. Ее окружение готовило ее к роли приличной леди и хорошей матери, а когда Диану удостоил своим вниманием наследный принц Чарльз — к роли послушной королевы. Ничто не предвещало радикальных перемен: королевская свадьба летом 1981 года прошла по вековым законам жанра, с дорогостоящими нарядами, кольцами, коллекционными монетами с профилями молодоженов. Затем — первые выходы в свет в новом статусе, появление первенца. Монархия оставалась монархией — замкнутой аристократическо-бюрократической системой со своими несовременными правилами и ритуалами, которую уже тогда многие считали пережитком и туристической достопримечательностью. И Диана могла просто оставаться ее частью — соблюдать формальности и состариться в принцессах. Но ее жизнь сложилась иначе.
Свои обязанности принцессы она выполняла по-другому — не так, как это было принято в семье до тех пор.